КУЩЕЙ ПРАЗДНИК - Страница 5

Все инновации в Лев. 23:4–38, включая добавление к празднику Кущей восьмого дня, подчёркивают важность праздника Кущей как последнего в году. При этом также усиливается и значимость седьмого месяца в целом. В результате праздничный календарь оказался разделённым на два соразмерных цикла, однако он не стал таким же симметричным, как календарь Иез. 45: равновесие было нарушено в пользу седьмого месяца. В еврейской традиции в отличие от вавилонской не закрепилась практика совершения двух новогодних праздников. За календарным «ядром» Лев. 23 после присоединения к нему Лев. 23:37–38 следует позднее добавление Лев. 23:39–43. Добавление состоит из двух частей. В первой (Лев. 23:39–41) сообщается о свежих зелёных ветвях (и, как полагают исследователи, фруктах), при помощи которых выражали праздничное ликование; призыв веселиться в Лев. 23:40 близок к формулировкам в книге «Второзаконие», в частности, к Втор. 16:14. Датировка этой практики для исследователей затруднительна. Традиция использовать ветви во время совершения праздника Кущей отражена в более поздних текстах: во «Второй книге Маккавейской» (II в. до н.э.), в «Книге юбилеев» (II в. до н.э.) и у Иосифа Флавия, а в последующей еврейской традиции – в Мишне. В 2 Макк. 10:6 ликование по случаю обновления Иерусалимского храма (см. ст. Ханука) сравнивается с торжествами при совершении праздника Кущей, при этом сообщается, что празднующие держали зелёные ветви и плоды: «И провели они в весельи восемь дней по подобию праздника Кущей, вспоминая, как незадолго пред тем временем они проводили праздник Кущей, подобно зверям, в горах и пещерах. Поэтому они с жезлами, обвитыми плющом, ветками с плодами (по переводу Нины Владимировны Брагинской; в синодальном переводе – «с цветущими ветвями») и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благопоспешил очистить место Своё» (2 Макк. 10:6–7). Согласно Иосифу Флавию, у иудеев был обычай держать в руках в праздник Кущей ветви финиковых пальм и лимонных деревьев. В «Книге юбилеев» сообщается о процессии вокруг жертвенника, совершаемой в праздник Кущей: «На небесных скрижалях предписано касательно Израиля: пусть празднуют праздник Кущей в течение семи дней, с радостью, в седьмой месяц… Они должны праздновать этот праздник и жить в кущах и венчать свои головы венками и брать у ручья покрытую листьями ивовую ветвь. Так и Авраам брал ветви пальм и плоды хороших деревьев, и ходил каждый день с ветвями вокруг жертвенника. Семь раз в день, утром, он восхвалял и благодарил Бога своего за всё» (16:29).

 



 
PR-CY.ru