КУЩЕЙ ПРАЗДНИК - Страница 6

Вторая часть добавления (Лев. 23:42–43) – предписание жить в течение праздника в шалашах, являя видимый знак Исхода для нынешних и будущих поколений. Это – единственный календарный текст, в котором разрабатывается данная тема. Помимо календарей она затрагивается также в Неем. 8:14–18, однако в данном случае речь идёт о собирании зелёных ветвей для сооружения шалашей, а не для праздничного веселья; кроме того, перечень деревьев, ветви которых следует использовать при совершении праздника Кущей, не полностью совпадает с Лев. 23:40. Второй жреческий календарь (Числ. 28–29), по мнению ряда исследователей, является самым поздним в Пятикнижии календарём праздников и представляет собой переработку Лев. 23 с тем же списком праздников, дополненным перечнем жертвоприношений на каждый праздник и на каждый день праздника. С точки зрения истории праздника Кущей он не содержит новой информации. Различные объяснения предлагались для названия праздника Кущей. Юлиус Велльгаузен идентифицирует «суккот» как шалаши, которые использовались во время уборки урожая и устанавливались в виноградниках и огородах. По мнению Дж. Мильгрома, слово «суккот» означает шалаши паломников, которые пришли на праздник в Иерусалим, однако эта интерпретация встречает закономерное возражение: на праздник Пасхи в Иерусалим собиралось не меньшее количество паломников, однако в традиции это обстоятельство никак не связывается с шалашами. По мнению исследователей, использование шалашей в празднике сбора урожая имело религиозно-символическую функцию, восходящую к очень древней (доизраильской) традиции и впоследствии переосмысленную. Некоторые авторы проводят аналогию библейских шалашей с шалашами, упоминаемыми в ритуале праздника первого вина в Угарите (примерная датировка текстов 1300–1500 гг. до н.э.). Когда царь поднимается на крышу храма бога Илу, «на ней должны находиться жилища из веток (для богов): четыре – с одной стороны и четыре – с другой». Примечательно в связи с этим указание в Неем. 8:16: «И пошёл народ, и принесли, и сделали себе кущи, каждый на своей кровле и на дворах своих, и на дворах дома Божия...». Угаритский ритуал, по мнению исследователей, совершался незадолго до осеннего равноденствия, в последний месяц года по лунному календарю, во время которого должны начаться сбор винограда и изготовление вина. Уместность аналогии обусловлена тем, что и угаритский, и древнеизраильский – осенние, итоговые праздники года, посвящённые сбору плодов, перед началом сева и ранних дождей. Однако культовая функция шалашей неясна исследователям и в угаритском примере. Единое мнение в научной дискуссии по вопросу о происхождении названия праздника Кущей так и не было достигнуто. См. также Суккот, Иудейские праздники.



 
PR-CY.ru