САЛАДИН, Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунья ва-д-Дин Абу-ль-Музаффар Юсуф ибн Айюб ибн Шази аль-Курди

САЛАДИН, Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунья ва-д-Дин Абу-ль-Музаффар Юсуф ибн Айюб ибн Шази аль-Курди (1137–1193 гг.) – мусульманский полководец и лидер XII в., в русской и западной традиции известен как Саладин, известный также как Салах ад-Дин аль-Айюби, хотя это даже не имя, а почётное прозвище, означающее «благочестие веры». Собственное имя – Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба). Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом. Курд по происхождению. Существует много источников, написанных современниками Салах ад-Дина. Из них исследователи выделяют работы личных биографов и историков: Баха ад-Дина бен Рафи – учителя и советника Салах ад-Дина, Ибн аль-Асира – историка из Мосула, аль-Кади аль Фадиля – личного секретаря Салах ад-Дина. Салах ад-Дин родился в Тикрите (Месопотамия). Как отмечает «Энциклопедия ислама», дед Салах ад-Дина Шади проживал в деревне недалеко от Двина (Товина) в Армении, где, по преданию, родился Айюб – отец Салах ад-Дина. После рождения двоих сыновей, Айюба и Ширкуха, он покинул Армянское нагорье и перебрался сначала в Багдад, а затем – в Тикрит, где обосновался и прожил до самой смерти. Он говорил по-курдски и по-арабски, знал турецкий и персидский языки. В 1132 г.  армия правителя Мосула атабека Имада ад-Дина Занги после неудачного похода с целью захвата Багдада на пути отступления была прижата к реке Тигр напротив крепости Тикрита. В то время начальником крепости был Наджм ад-Дин Айюб ибн Шади – отец Салах ад-Дина. Айюб предоставил переправу через Тигр и дал убежище армии Занги в крепости Тикрита. В 1137 г. губернатором северной Месопотамии за заслуги перед Сельджукидами был назначен Муджахид ад-Дин Бихруз, который наказал Айюба за то, что тот помогал Занги, и изгнал его из крепости Тикрит после убийства по мотивам чести его братом Ассад ад-Дин Ширкухом знатного сельджука, друга Бихруза. По словам Баха ад-Дин ибн Шаддата, Салах ад-Дин родился в ту же ночь, когда его семья покинула Тикрит. В 1139 г. Айюб переехал в Мосул, где Имад ад-Дин Занги признал свой долг и назначил Айюба командиром своей крепости в Баальбеке. После убийства Занги собственным рабом в 1146 г. Айюб переехал в Дамаск и вошёл в число придворных наследника Занги – Нур ад-Дина. В 1154 г., после смерти правителя Дамаска Муина ад-Дин Анара, благодаря влиянию Айюба и его брата Ширкуха город остался во власти Нур ад-Дина, а сам Айюб стал управлять городом. О ранних годах Салах ад-Дина в Дамаске исследователям известно мало. Его происхождение (наёмника в трёх поколениях) пророчит ему воинскую карьеру, но Салах ад-Дин в юности не проявлял склонности к воинскому искусству. По словам одного из его биографов аль-Вахрани (ум. в 1179 г.), Салах ад-Дин был в состоянии ответить на вопросы Евклида и Альмагеста, знал арифметику и исламское право. Некоторые источники утверждают, что он был больше заинтересован в религии, чем во вступлении в армию. Другим фактором, который как полагают исследователи, повлиял на его интерес к религии было то, что во время первого Крестового похода Иерусалим был захвачен христианами. В дополнение к исламу Салах ад-Дин разбирался в генеалогии, биографии и истории арабов вплоть до родословных арабских скакунов и знал «Хамасу» (десятитомник арабской поэзии) Абу Таммама наизусть.

 



 
PR-CY.ru