ЗОРОАСТРИЗМ - Страница 9

Руководят ритуальными церемониями и обрядами священнослужители. Те служители, которые находятся перед алтарём со священным огнём, закрывают лицо (кроме глаз) вуалью, чтобы их дыхание не осквернило священный огонь, надевают на руки перчатки. Во время церемонии огонь помешивают щипцами, добавляя в него предварительно очищенное сандаловое дерево. Священнослужитель держит в руках несколько веточек тамариска, связанных в пучок (в настоящее время в некоторых местах их заменяют тонкие железные прутики), а также цветок – им может быть роза. Алтарь со священным огнём у зороастрийцев Ирана всегда находится на южной стороне. Парсы Индии, совершая обряды, смотрят на север, т.к., по их представлениям, юг – царство теней. Перед началом молитвы священнослужитель совершает омовение. Когда мобед (священнослужитель, считающийся потомком первых учеников Заратуштры) или дастур (священнослужитель высокого ранга, возглавляющий религиозное сообщество провинции) произносят хвалу богу, они поднимают голову и правую руку с пучком веток и цветком, освящая присутствующих в храме. При исполнении особо важных гимнов из «Авесты» священнослужитель целует розу или ветки, которые затем кладёт на землю. Все молящиеся повторяют движения мобеда или дастура, прикладывая руку к глазам, ко лбу и к голове, что означает величайшую любовь к богу. Помещение, где находятся молящиеся, расположено несколько в стороне от алтарной ниши с огнём, скрытой от верующих перегородкой. Каменный пол молитвенного зала обычно покрыт овчиной, на которой верующие сидят без обуви. Пространство, где находились служители, было отделено от верующих желобком с водой. В алтарной части стояли низкие каменные стулья, на которых размещалась ритуальная утварь. Металлическая чаша со священным огнём стояла на высоком каменном пьедестале кубической формы. В храме располагалось иконописное изображение Заратуштры. С падением в Иране династии Сасанидов (в 651 г.) в результате арабских завоеваний и с крушением иранской государственности зороастризм утратил статус государственной религии, уступив главенство исламу. Постепенной исламизации населения покорённых областей способствовали перевод делопроизводства в правительственных учреждениях Восточного халифата со среднеперсидского языка на арабский на рубеже VII и VIII вв., денежная реформа, узаконившая замену иноверной символики исламской, экономические и другие меры мусульманской администрации, ущемляющие права иноверцев. После массовой миграции зороастрийцев из Хорасана (северо-восточная часть Ирана) в Индию в VIII в. последователи зороастризма оказались в конфессиональном меньшинстве, хотя в центральных провинциях Ирана (особенно в Парсе) и в Х в. численность мусульман и зороастрийцев была примерно равной. Столетия зависимого существования зороастрийских общин в Иране во враждебном окружении привели к значительному сокращению численности приверженцев зороастризма в Иране. Зороастрийцы Индии оказались в более благоприятных условиях, но и там численность адептов этой религии в Новое время неуклонно снижалась. К началу 2009 г. в мире насчитывалось около 200 тыс. зороастрийцев. Для сохранения зороастрийской общности проводятся международные конгрессы зороастрийцев.



 
PR-CY.ru