ЗОРОАСТРИЗМ - Страница 5

Огонь, по представлениям зороастрийцев, – священная природная стихия, являющаяся образом бога на земле, помогающая обратить мысли к богу. Эпитеты огня – «вечно благоухающий», «вечно горящий». Огонь считается воплощением божественной справедливости – арты. Священный огонь поддерживался в храмах и домах в особом месте, где зажигались ароматические палочки с заклинаниями и молитвами. Угасание священного огня не допускалось, поскольку это означало наступление сил мрака. Огонь (как священный атрибут) не должен был гореть рядом с умершим: на время прощания с покойным огонь выносили из дома. Инициация совершалась в возрасте 7–15 лет (по некоторым данным, 12–15 лет) и была связана с обычаем надевания священного набедренного нитяного пояса (кушти), который зороастрийцы, как мужчины, так и женщины, должны были носить всю жизнь. Пояс состоял из 72 (по количеству глав «Ясны») шерстяных нитей, его трижды обёртывали вокруг поясницы и завязывали узлом спереди и сзади. Три витка пояса означали трёхчастную этику зороастризма. Во время посвящения пояс завязывал жрец, затем верующий был обязан самостоятельно развязывать и завязывать пояс каждый день во время молитвы. Мужчины были обязаны носить священную для зороастрийцев рубаху (судра), в ворот которой был зашит маленький кошелёк. Он напоминал верующему о том, что человек всю жизнь должен наполнять его благими мыслями, словами и делами для того, чтобы обрести сокровище на небесах. Кушти и судра являлись символами готовности следовать предписаниям «Авесты» и покорности богу Ахура Мазде. Церемония бракосочетания иранских зороастрийцев (гебров) существенно отличалась от подобной церемонии индийских зороастрийцев (парсов). В настоящее время особенно в крупных городах бракосочетание у зороастрийцев, принадлежащих к средним слоям, носит светский характер, хотя на церемонии присутствует священнослужитель. В прошлом, если в течение семи лет супружества жена оставалась бездетной, зороастриец (с согласия первой жены) брал вторую, а иногда и третью жену. Если у второй жены рождались дети, она получала такие же права, как и первая, хотя старшей жене оказывалось большее уважение. Полигамия была известна древним иранцам задолго до того, как Иран стал мусульманской страной. Согласно преданию, сам Заратуштра был женат трижды. Если в семье не было сыновей, отец, выдавая дочь замуж, просил дочь и её мужа дать его имя одному из внуков, который становился продолжателем рода. После смерти отца культ фраваши отца оставался в семье дочери. Если умирал молодой мужчина, не успевший жениться, его родители выбирали девушку, которую нарекали его женой (в древности это могла быть родная сестра покойного). Когда эти «вдовы» действительно выходили замуж, их новорождённый ребёнок носил имя покойного. Пока человек жив, он наделён средствами, противодействующими силам зла и поддерживающими его тело: душой (урван), разумом (баодха), мудростью (храт), верой (даэна). Как только человек умирает, и душа покидает тело, на труп набрасывается дэв трупного разложения Друхш-йа-Насу, который полностью завладевает телом, делая его своим жилищем. Таким образом, мёртвое тело, по представлениям зороастрийцев, не имеет отношения к умершему человеку, которого заменяет заражающий смертью дэв. Поэтому никто из единоверцев, даже самые близкие родственники, кроме насасаларов (мойщиков трупов), никогда не прикасались к покойнику.

 



 
PR-CY.ru