ЗОРОАСТРИЗМ - Страница 2

Далее следуют «Висперад» («Все высшие существа») из 24 глав ритуального характера; «Ясна» – литургический сборник из 72 глав, в том числе 17 «Гат»; «Яшты» – сборник хвалебных гимнов зороастрийским божествам; «Хорде Авеста» («Малая Авеста») – собрание молитвенных текстов. Не уступают по значению авестинским источникам и комментированные переводы отдельных частей «Авесты» на среднеперсидском языке (пехлеви), созданные при Сасанидах (например, «Зенд»), а также оригинальные пехлевийские сочинения, датируемые IX–X вв. В их числе – «Бундахишн» («Сотворение основы»), «Денкард» («Деяния веры») – краткая энциклопедия зороастризма, «Визидагиха-и Задспрам» («Антология жреца Задспрама»), «Дадестан-и дениг» («Установления веры»), «Дадестан-и Меног-и храд» («Суждения Духа разума»), апологетический труд «Шканд-гуманиг-визар» («Истребление всех сомнений»), «Арда Вираз намаг» («Книга о праведном Виразе») и др. Начиная с XI в. зороастрийские тексты переводились со среднеперсидского языка на новоперсидский (дари, или классический персидский), гуджарати и санскрит по мере расселения значительной части зороастрийцев на землях Индии в результате их вынужденного исхода из Ирана. С XIX в. появляются переводы зороастрийских текстов с авестийского и пехлеви на европейские языки (французский, английский, немецкий), позднее – на русский. Заратуштра провозгласил Ахура Мазду единственным несотворённым богом, творцом всего благого во Вселенной. Место индо-иранских богов в новом вероучении заняли шесть «бессмертных святых» Амеша Спента – шесть эманаций верховного божества, в именах которых раскрываются качества Ахура Мазды: Воху Мана – Благая Мысль, Аша Вахишта – Лучшая Истина (Правда), Хшатра Ваирья – Избранная, Предпочтимая Власть, Спента Армаити – Святое Благочестие, Хаурватат – Целостность, Амеретат – Бессмертие. Заменив отвергнутых богов, Амеша Спента стали выполнять их функции покровительства благим существам, деяниям и стихиям: Воху Мана стал покровителем скотоводства, Аша Вахишта – огня, Хшатра Ваирья – металла, Спента Армаити – земледелия, Хаурватат и Амеретат – воды и растений. После смерти пророка в пантеоне зороастризма вновь появились отвергнутые боги под термином «язата» – «тот, кого следует почитать», «достойный почитания». В результате при главенстве бога творца Ахура Мазды вновь утвердилось многобожие. Таким образом, пантеон включал шесть «бессмертных святых», несколько божеств индо-иранского происхождения (Митру, Хаому, Вретрагну, Вайу) и множество новых богов, отождествлявшихся с природными стихиями, абстрактными понятиями и важными социальными и хозяйственными функциями. Одним из самых почитаемых богов был Митра – бог договора, хранитель закона и порядка, имеющий прозвище Каратель Неправого. Спутниками Митры были Сраоша – божество послушания-дисциплины (его атрибут – дубинка в руке); Рашну – божество правосудия (его атрибут – золотые весы); Вретрагну (Варахрана) – бог победоносной войны. Его храмы возводились после победы иранских войск на землях соседних государств. Хварна являлась божеством благой судьбы, благодатью, символом законной царской власти; Зурван (Зрван) был богом времени и судьбы (см. Зурванизм).

 



 
PR-CY.ru