ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич - Страница 23

Во второй период он включал: философские учения Владимира Сергеевича Соловьёва, Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова, архиепископа Никанора (Бровковича), митрополита Антония (Храповицкого), Виктора Ивановича Несмелова, Михаила Михайловича Тареева, Николая Фёдоровича Фёдорова, позднейшее гегельянство (Борис Николаевич Чичерин, Николай Григорьевич Дебольский и др.), неолейбницианство (Алексей Александрович Козлов, Сергей Алексеевич Аскольдов, Лев Михайлович Лопатин, Николай Онуфриевич Лосский), неокантианство (Алексей Иванович Введенский, Георгий Иванович Челпанов, Борис Валентинович Яковенко и др.), позднейший позитивизм (Владимир Викторович Лесевич и др.). Понимая масштаб личности и философского дарования В.С. Соловьёва и высоко оценивая его «опыт синтеза философии, религии и науки» с разработанным им учением, В.В. Зеньковский уделял особое внимание его философии, посвятив ей в своём исследовании две главы. С философией Владимира Сергеевича Соловьёва он связывал магистральное направление русской религиозной мысли конца XIX – XX вв., её развитие и расцвет, не исключавшие ошибок и заблуждений. В третий период входили: неомарксизм (Георгий Валентинович Плеханов, Александр Александрович Богданов, Владимир Ильич Ленин), неоромантизм (Николай Александрович Бердяев), иррационализм (Лев Исаакович Шестов), трансцендентализм (Борис Петрович Вышеславцев, Пётр Бернгардович Струве), гуссерлианство (Густав Густавович Шпет, Алексей Фёдорович Лосев), учения Сергея Николаевича Трубецкого, Евгения Николаевича Трубецкого, Семёна Людвиговича Франка, Льва Платоновича Карсавина, священника Павла Флоренского, протоиерея Сергия Булгакова. В книге «О мнимом материализме русской науки и философии» В.В. Зеньковский рассматривал и критиковал изданные в СССР работы, посвящённые материалистической интерпретации философских взглядов русских учёных Михаила Васильевича Ломоносова, Николая Ивановича Лобачевского, Ивана Михайловича Сеченова, Николая Ивановича Пирогова и др., а также учений Александра Ивановича Герцена, Виссариона Григорьевича Белинского, Николая Гавриловича Чернышевского и др. Именуя авторов этих работ (Ивана Яковлевича Щипанова, Александра Александровича Максимова, Василия Евграфовича Евграфова и др.) «советскими писателями», В.В. Зеньковский упрекал их в подмене объективного исследования русской мысли «партийными» установками и «трафаретами» материалистической доктрины, отмечал полное игнорирование в «советской литературе» выдающихся достижений русской религиозной философии конца XIX – XX вв. и историко-философских трудов Густава Густавовича Шпета, Евгения Александровича Боброва, Эрнеста Леопольдовича Радлова, Бориса Валентиновича Яковенко, Дмитрия Ивановича Чижевского, Николая Александровича Бердяева, протоиерея Георгия Флоровского и др. Педагогика, по мнению В.В. Зеньковского, должна опираться на два безусловно необходимые основания – религию и психологию. В книге «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1934 г.) он отмечал, что всё ещё остаётся господствующим «убеждение в том, что педагогика в целом, как система, независима от религиозных предпосылок».

 



 
PR-CY.ru