ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 11

В воскресные дни, в господские праздники, на Светлой седмице и памяти святых поются два гимна света (оба начинаются со слова «свет»), один надписан именем преподобного Ефрема (имеет акростих «Иисус Мессия»), а другой – Нарсая. Далее следует песнь вавилонских отроков с припевом «Слава Тебе, Господи». В будни, Великим постом и на Страстной седмице песнь заменяется Пс. 50. Далее поётся один гимн, а на Пасху и на Светлой седмице – гимн «Слава в вышних», текст которого значительно отличается от прочих традиций. Служба завершается Трисвятым и молитвой «Отче наш», после которой читается главопреклонная молитва. В будни добавляется краткая служба мученикам, напоминающая византийскую литию. Службы первого часа нет, но в будни Великого поста после утрени сразу совершается третий час. В древних источниках и третий, и шестой часы называются одинаково, но в современных богослужебных книгах именуется только служба шестого часа (совершается только в будни Великого поста следом за третьим часом, отдельно – в первые четыре дня Страстной седмицы). Малые часы состоят из кафизмы, прокимна и гимна. Повечерие может заменять первую часть ночной службы или быть отдельной службой в дни, когда не бывает вставки псалмов. В последнем случае она совершается после вечерней службы. В её состав входят одна кафизма, тропарь, гимн и дьяконская ектения. В восточно-сирийском обряде сохранился древний тип календаря, продолжительность года в котором составляет 364 дня, а ошибка по отношению к астрономическому году компенсируется при помощи вставки дополнительной недели один раз в семь лет. Поскольку 364 – число, кратное 7, в таком календаре каждый праздник привязан к конкретному дню недели, а весь год разделён на несколько 50-дневных периодов (по семь седмиц в каждом). Календари такого типа имели распространение в межзаветный период, а впоследствии почти повсюду были забыты. В практике восточно-сирийского обряда год делится не на семь, а на девять периодов, более продолжительные из которых длятся от шести до восьми недель, более краткие – от одной до четырёх. Период Благовещения начинается за четыре недели до Рождества Христова и продолжается ещё две недели после того. Его основные темы: Благовещение, пророчества о пришествии Мессии, Рождество Христово и исполнение ветхозаветных пророчеств. В первое воскресенье вспоминается Благовестие Захарии (на литургии читается Лк. 1:5–26), во второе – Благовещение Пресвятой Девы (Лк. 1:26–38), в третье – Посещение праведной Елисаветы и Рождество Предтечи (Лк. 1:39–80), в четвёртое – Откровение праведному Иосифу (Мф. 1:18–25). Хотя период в целом не носит покаянного характера, Рождественский пост начинается с 1 декабря и продолжается до дня праздника (Гавриил из Басры (конец IX в.) называет его «постом Моисея»).

 



 
PR-CY.ru