ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД - Страница 12

На Рождество Христово (25 декабря) совершается продолжительное бдение. В первое воскресенье после Рождества вспоминается поклонение волхвов, бегство в Египет и избиение вифлеемских младенцев (читается Мф. 2:1–18), а во второе – Обрезание Господне, Сретение и пребывание Отрока Иисуса в храме среди учителей (Лк. 2:21–52). Отличительным признаком начала этого периода является пение особого «царского антифона» на вечерней службе – «Бог Слово». В последнее воскресенье периода Благовещения на утренней службе начинают петь песнь Симеона «Ныне отпущаеши». Период Богоявления составляет семь–восемь недель в зависимости от даты Пасхи. Его темы: Крещение Господне, выход Христа на проповедь и начало Его общественного служения. Структура службы на Богоявление идентична рождественской. Каждая пятница до начала Великого поста посвящена памяти святых: первая – Иоанна Крестителя, вторая – апостолов Петра и Павла, третья – четырёх Евангелистов, четвёртая – св. Евгения, пятая – греческих учителей, шестая – сирийских учителей, седьмая – храмового святого, восьмая – сорока мучеников Севастийских, девятая – всех усопших. Даже недели в этот период отсчитываются с пятниц, а не с воскресений. В течение трёх дней после пятого воскресенья совершается так называемый пост ниневитян, установление которого, по легенде, связано с эпидемией чумы при католикосе Иезекииле (566–581 гг.). По своему положению в литургическом году пост ниневитян напоминает византийскую седмицу после Недели о мытаре и фарисее. Изменения происходят только в службе малых часов. Подобные краткие посты (от одного до трёх дней) полагаются, но на практике давно не соблюдаются, после второго воскресенья после Рождества Христова (пост Мар Зайи) и первого воскресенья после Богоявления (пост дев). Великий пост продолжается в течение семи недель перед Пасхой. Вспоминается пребывание Христа в пустыне. Первое воскресенье называется вхождением в Великий пост. Ограничения в пище начинаются с понедельника. Первая и четвёртая седмицы Великого поста носят название «недель тайн», потому что в это время, как и в первые три дня Страстной седмицы, в древности ежедневно совершалось причащение преждеосвящёнными Дарами. Земные поклоны, которые считаются признаком Великого поста, в современных богослужебных книгах упоминаются только в пятницу первой седмицы. В период Великого поста перед ночной службой совершается краткая служба, которая, как полагают исследователи, осталась от исчезнувшей из суточного круга полунощницы. Она состоит из Пс. 118, 62, 63, 64 со стихами и священнической молитвой. Великопостные воскресные службы не отличаются от воскресных служб в течение года. Окончанием Великого поста считается либо пятница перед Входом Господним в Иерусалим, либо Великая среда.

 



 
PR-CY.ru