ВЕЛИКАЯ СХИЗМА, великий раскол (1054 г.) - Страница 24

В это же время из плена освободился и Варда Склир, который не бросил своих честолюбивых намерений занять престол. Но здесь Варда Фока разрешил спор простым вероломством. Он предложил Варде Склиру поделить империю мирно и пригласил его для переговоров. Когда тот явился, то был схвачен и брошен в крепость. Варда Фока один пошел на Константинополь, но в 989 г. был разбит русскими войсками Владимира и умер во время боя от апоплексического удара. С 990 г. Византия переходит от обороны к контрнаступлению, подчинив Грузию, часть Армении и возобновив войну с болгарами. Их союзники-печенеги терзали Русь, отвлекая от событий на Балканах. В войнах с печенегами с 987 по 997 гг. Русь потеряла причерноморские степи. Оправившись от неудач, Василий II с 1001 г. стал беспощадно уничтожать болгар. В решающей битве он захватил в плен 23 тысячи человек. 14 тысяч из них он ослепил, а другой половине пленных вырвали только один глаз. Каждый слепой получил в поводыри одноглазого, и эту жуткую процессию отправили пешком домой. За это омерзительное действо Василий II получил в истории прозвище «Болгаробойца». Самостоятельность болгарской церкви была ликвидирована. Болгары потерпели поражение, а их царь Самуил умер от нервного шока в октябре 1014 г. Его сына Гавриила-Родомира и преемника сына убили заговорщики. С 1019 г. Первое Болгарское царство перестало существовать. Оно возродится, да и то ненадолго, лишь в 1187 г., но это будет уже влахо-славянское царство. Политика Византии в целом была полна коварства и вероломства. Империя к этому времени дряхлела. Сокрушительные набеги арабов сократили ее владения на юге, на западе Византию теснили королевства Франции, Германии и Италии, а также Болгария, на севере – Русь. В начале XI в. внутренняя жизнь империи была ознаменована волной монашеской реакции против мирских тенденций византийской культуры. Именно это время дало одного из виднейших мистиков Византии – Симеона, которому традиция присвоила почетное наименование «Нового Богослова», приравняв тем самым к апостолу Иоанну Богослову и отцу церкви Григорию Богослову. Симеон Новый Богослов был не только философом, но и поэтом, и его поэзия славит самоуглубление аскета, достигает предельного развития характерная византийская мистика света. В мировоззренческом, в религиозно-философском аспекте Симеон – традиционалист: он не только строго приемлет все предания монашеской мистики, но потаенными нитями связан с древним неоплатонизмом, с позднеантичным переживанием внутреннего света духовности. Но ему было мало дела до классических традиций, возрождаемых в это время книжной поэзией, свойственной светской культуре. Симеон вводит в поэзию простонародный размер, так называемый политический стих (именно в смысле «простонародный»). Но время, когда творчество вне классических норм было мыслимо лишь в русле церковно-монашеской литературы, как раз в эпоху Симеона подходило к концу. К X в. происходит обновление византийского фольклора, заново осваивавшего воинско-героическую тему. Предпосылкой этих сдвигов в народном творчестве было усиление военно-феодальной знати и общественного значения войны в обстановке войн с арабами и болгарами. Вырабатывается новый для Византии идеал жизнерадостного молодца-воина, преданного православной вере, но на чисто мирской лад, без тени монашеского смирения, и готового разговаривать как равный хоть с самим императором.



 
PR-CY.ru