ВОДА - Страница 11

По крайней мере, с III в. известен третий способ крещения – через окропление (aspersio), применявшийся в отношении лежачих больных; за исключением необходимости использования именно такой формы крещения при экстраординарных обстоятельствах, оно отвергается православной церковью. Вода для крещения освящается особым чином. Тертуллиан утверждал, что любая вода освящается, «как только призывается Бог», и, следовательно, подходит для совершения таинства, ибо сама природа воды освящена после Крещения Господа в Иордане. При освящении воды крещения принимает Святого Духа, Который присутствует в ней и освящает крещаемых. В течение III–IV вв. молитвы освящения воды крещения письменно зафиксированы. По структуре они близки к евхаристическим анафорам. Кроме чтения молитвы в воду перед крещением вливают освящённые елей или св. миро, что также указывает на её святость; на Западе для аналогичных целей может использоваться освящённая соль. Вопрос о том, следует ли освящать воду для каждого крещаемого заново, в Русской церкви вызывал разногласия. Так, в ответах Московского митрополита Киприана (ум. в 1406 г.), игумену Афанасию говорится о допустимости крещения несколько человек в одной купели (в качестве основания приведены примеры из Священного Писания – Иоанново крещение и крещение в книге «Деяний апостольских»). Напротив, в «Требнике» патриарха Иосифа (1651 г.) предписано менять воду для каждого крещаемого. Наконец, указами Святейшего Синода 1733 г. окончательно разрешено крестить несколько младенцев в одной водой (при условии поименного их называния в молитвах таинства). Согласно Номоканону при Большом Требнике, освящённую воду после совершения таинства следует выливать в непопираемое ногами место (или в специально сооружённый при храме колодец, или в реку). Общепризнанным требованием к воде для таинства крещения является её чистота. Вода изначально была неотъемлемым элементом при совершении таинства евхаристии, о чём есть прямые свидетельства раннехристианских авторов (о смешении Господом вина с водой во время Тайной вечери говорят многие анафоры). При этом совершение евхаристии только на воде без вина (даже по причине аскетического воздержания) осуждалось. В отношении качества и количества воды, добавляемой в евхаристическую чашу, существует лишь одно общепризнанное ограничение – вино не должно терять свой вкус.

 



 
PR-CY.ru