ВОДА - Страница 12

Однако в разных традициях соотношение воды и вина в евхаристической чаше неодинаково. Так, в современной католической практике в вино добавляется лишь несколько капель воды, тогда как в православной традиции воды добавляется в чашу дважды – на проскомидии и в виде теплоты. Чистое, неразбавленное водой вино употребляется для евхаристии только армянами-монофизитами. Традиционный обычай, восходящий к раннехристианской эпохе, – умовение рук перед молитвой. В частности, в Византии для этих целей могли использоваться стоявшие возле храмов чаши; обязательное умовение рук перед службой – не только клириками, но и мирянами – сохраняется у русских старообрядцев (ср. с символическим погружением пальцев в воду при входе в храм у католиков). В византийском чине Божественной литургии епископы и священники обязательно умывали руки перед принесением Даров на престол (см. Accessus ad altare); в современном православном чине умовение рук при священнической службе совершается вместо Великого входа перед проскомидией, при епископской службе – на своём исконном месте перед Великим входом (см. Архиерейское богослужение) и в начале службы. Также встречается практика умовения рук священнослужителями перед причащением. Основной смысл этого действия – духовная подготовка перед совершением Евхаристической Жертвы. После причащения священнослужители также омывают руки и уста, для того чтобы ни одна частица Тела Господня не была попираема, и эта вода выливается в непопираемое место. Практика благословения водой не только для таинства крещения, но и для других нужд верующих (освящения, врачевания (в том числе в составе таинства елеосвящения), экзорцизмов) известна с III–IV вв. Не позднее IV–V вв. возникла традиция совершать водоосвящение на праздник Богоявления (Крещения Господня) в память об освящении вод Иордана. Молитвы этого чина основаны на молитвах освящения воды для таинства крещения. Освящённая вода, называемая богоявленской, или крещенской, или великой агиасмой, считается большой святыней. Вкушение богоявленской воды (которое должно совершаться натощак), согласно учению церкви, обладает особой силой и благодатностью; в древнерусской практике был широко распространён даже особый чин прияащения богоявленской воды как одно из главных духовных утешений тем, кто отлучён от причащения Святых Даров.

 



 
PR-CY.ru