ОЛЬГА - Страница 34

Почему не погиб он сам, защищая князя? И почему так торопился в Киев? Но вернёмся к Ольге. Как известно, после крещения она активно стала заниматься миссионерской деятельностью с целью распространения христианства на Руси: в Киеве был сооружён деревянный Софийский собор (впоследствии Ярослав Мудрый заменил его каменным), деревянный собор Троицы в Пскове (кстати, Ольга не могла поставить собор в городе, который, согласно преданию, сама только что основала), поставила церковь святого Николая на Аскольдовой могиле и многих киевлян обратила в новую веру. Хотя доказательств этому никто не удосужился привести, но примем всё на веру, правда, с оговоркой: сама ли Ольга была инициатором и исполнителем? Однако сына своего Святослава она никак не могла привести к христианству. Он уклонялся под предлогом занятости военными делами и неудобствами общения с языческой дружиной. А может быть, всё дело в той неприязни, которую он испытывал к матери после переворота? Но тогда следует ещё раз признать, что к моменту принятия Ольгой христианства он был уже взрослым человеком, со сложившимися убеждениями. Причём, эти убеждения складывались явно без влияния матери, столь активной миссионерки и фанатичной жены. Ведь если бы Святослав был малолетним (три – четыре года), Ольге при её уме, предприимчивости и желании не составило бы труда окрестить его. Таким образом, и факт неприятия Святославом крещения косвенно подтверждает наличие переворота в Киеве в 944 г. Ещё раз вернёмся к древлянам, обманутым и побитым Ольгой. Что на самом деле скрывается за сюжетом сватовства? Итак, в лодке в Киев прибыли двенадцать послов сначала и сорок потом. Не кажутся ли эти цифры чисто символическими? И не было ли это попыткой вернуть захваченный престол дипломатическим путём, без пролития крови? Оскорбление послов неизбежно привело к вооружённому конфликту, в результате которого погибло как минимум 5000 человек только с одной стороны. И кто одержал победу? Если это была месть за Игоря, то она должна была последовать сразу, а не спустя два года. Если этот конфликт произошёл именно в 944 г., тогда исследователи готовы объяснить, почему Ольга, как легитимный представитель проигравшей стороны, отправилась в Царьград за помощью. Путём заключения брака, крещения или обещания каких-то особо выгодных условий договора – значения не имело. Исследователи полагают, что Ольга вспомнила о предложении Романа I о замужестве 937 г. Исследователи не исключают, что Свенельд, который препятствовал этому в 937 г., в 944 г. сам об этом напомнил Ольге. Но тогда встаёт ещё один вопрос: а с древлянами ли столкнулась дружина Игоря? Может быть, с дружиной Свенельда, которая была обязана защищать своих данников-кормильцев? Исследователи не исключа.т, что это было столкновение между двумя враждующими партиями варягов, в результате чего обе они ослабли, чем и воспользовалась праславянская партия, укрепившись в результате на киевском столе. Об этом уже прекрасно знали в Византии и принимали Ольгу не как вдову Игоря, а как  жену Свенельда с  предельной осторожностью, учитывая нестабильность политической ситуации на Руси. Отсюда – и холодный приём, и лукавый отказ от брачного союза.

 



 
PR-CY.ru