МОВСЕС ХОРЕНАЦИ - Страница 4

Исследования, посвящённые Мовсесу Хоренаци и его наследию, насчитывают около 3 тыс. работ. Именем Мовсеса Хоренаци в Ереване и других городах Армении названы улицы, вузы, были установлены памятники (перед Ереванским государственным университетом и Матенадараном). В 1993 г. в Армении учреждена медаль имени Мовсеса Хоренаци. Ряд средневековых авторов (Ванакан Вардапет, Киракос Гандзакеци, Вардан Аревелци, Григор Татеваци и др.) свидетельствуют о Мовсесе Хоренаци как о выдающемся гимнографе. Кроме этого в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци привлекает внимание исследователей тот факт, что автор проявлял особый интерес к сведениям, связанным с музыкальным искусством. Мовсес Хоренаци описывает церемонии, обряды, военные шествия, дворцовые празднества и звучавшую во время них музыку, музыкантов и их инструменты, цитирует или пересказывает образцы древнейших армянских эпических песен. Осознавая высокую художественную ценность песен, Мовсес Хоренаци включил их в «Историю». Эти эпические фрагменты он называет «сказом», «песнью випасанов», «легендой», «гусанской песнью», «песнью перечисления». Форма их исполнения, характерная для синкретических музыкальных жанров, бытовавших в древней Армении, представляла собой мелодекламацию, которая чередовалась с целостными песенными фрагментами. Мовсес Хоренаци описывает это так: «Сказывают всё это старцы из Арамова племени на память в сопровождении игры на пандирне в песнях с представлениями и танцами». Согласно средневековым спискам гимнографов, Мовсесу Хоренаци приписано около сотни духовных песнопений. Среди них широко известные шараканы, сохранившиеся в составе канонов на Рождество, Богоявление, Сретение, Воскресение и другие праздники (см. также ст. Армянский обряд). Многим из них присущи празднично-возвышенные, лирические чувства или же эпически-распевный склад, что нашло отражение в песнопениях мелизматического типа. Большинство исследователей склоняются к выводу, что, вероятно, Мовсес Хоренаци частично использовал в своих шараканах известные ему мелодии дохристианской эпохи, переосмысленные и приспособленные к требованиям «Осмогласия». Музыкально-стилистический анализ этих песнопений выявляет среди них наличие как образцов, сохранивших свой первоначальный облик, так и переработанных в более поздние времена. Исследователи отмечают, что богатством мелодического компонента особенно отличаются гимны, посвящённые Богоматери. Очевидно, что духовные песнопения Мовсеса Хоренаци в силу ряда своих художественных достоинств послужили образцом для авторов последующих веков. Исследователи полагают, что многие из них были заново распеты католикосом Нерсесом IV Шнорали, Варданом Аревелци и др. В «Гандзаранах» (сборниках праздничных песнопений) сохранились песни под именем Мовсеса Хоренаци, посвящённые Григорию Просветителю и армянскому царю Трдату III. О Мовсесе Хоренаци как о музыканте свидетельствуют и другие источники, такие как предание в повествовании «О святых армянских вардапетах Мовсесе и Давиде». Исследования последних лет убедительно доказали, что перу Мовсеса Хоренаци принадлежит также одно из наиболее ранних толкований, относящихся к армянскому «Восьмигласию», «О церковных чинопоследованиях», которое имеет важное значение для истории формирования системы «Осмогласия», сведений о ранних формах использования «Псалтири».



 
PR-CY.ru