МОВСЕС ХОРЕНАЦИ - Страница 2

Она содержит богатейший и зачастую уникальный материал по мифологии, народному творчеству, языческой религии Древней Армении, охватывает различные стороны внутренней жизни Армении христианской эпохи, образование, переводческую деятельность, начавшуюся в V в. почти сразу после создания армянского алфавита (особенно этап перевода Библии на армянский язык), отношения с другими странами, о которых в труде Мовсеса Хоренаци также есть многочисленные сведения. Исследователи отмечают, что историографическая позиция Мовсеса Хоренаци близка позиции ранневизантийских церковных историков. Об этом свидетельствуют присутствующие в его труде разграничение начала и конца работы, чёткое описание тематики и стоящих перед автором задач, частые отступления от основной темы, точная дифференциация своего труда и использованных источников (насколько это было возможно в те времена), наличие отчётливой авторской программы, использование риторических приёмов. Произведение Мовсеса Хоренаци отличается гармоничностью построения, яркими описаниями деятелей и событий, образным и лаконичным языком. Особо примечательным исследователи называют финальный раздел труда, «Плач», в котором автор бичует общечеловеческие пороки, характерные для любой эпохи и страны. Работа Мовсеса Хоренаци оказала огромное влияние на последующую армянскую историографию. Само имя Мовсеса Хоренаци и название его труда мало упоминаются в произведениях армянских авторов до X в. На это обстоятельство наряду с компилированием более поздних источников как на один из важных доводов указывают учёные, не считающие Мовсеса Хоренаци автором V в. В ранней армянской литературе существовало много авторов с именем Мовсес; некоторые из них отождествляются с Мовсесом Хоренаци. Самое первое из упоминаний некоего Мовсеса есть в «Письме Ваану Мамиконяну» Лазара Парпеци (вторая половина V в.). Лазар Парпеци дважды называет имя Мовсеса. В первом случае это – простое сообщение о том, что вместе с ним в пещере отшельником был и «самый известный из всех духовных лиц Мовсес». Второе упоминание даёт образ, похожий на Мовсеса Хоренаци. Здесь, говоря о нападках некоторых монахов на него, Лазар Парпеци вставляет два необычных пространных сравнения: о том, что хуле подвергался и сам Христос, а второе «о блаженном философе Мовсесе, который, пока проживал свою земную жизнь, был подобен небесным жителям, но несмотря на это, где бы он ни был, подвергался гонению со стороны этих монахов». Довольно пространно перечисляя заслуги Мовсеса (его сочинения названы здесь «просвещающими» и «растопляющими мракобесие») и рассказывая о нападках на него, Лазар Парпеци заканчивает этот отрывок так: «Его кости были изъяты из могилы и брошены в реку. Не хватит того, что они своими подобными гонениями довели до смерти ангелоподобного сего господина, но и по сей день ненасытной местью они борются с умершим». Считается, что имя Мовсеса Хоренаци встречается также в «Хронографии» Атанаса Таронаци (VI в.); в ней упоминание о труде Мовсеса Хоренаци помещено под 474 г.

 



 
PR-CY.ru