МАКАРИЙ РИМЛЯНИН - Страница 5

Это дополнение новгородской иконы-святыни было связано не только с молением за восстановление церковного управления в Новгороде, но и с поновлением самой чудотворной иконы, выполненным по воле и с участием архиепископа Макария в 1528 г. (окончание этих работ в Воскресенской летописи датировано 20 октября, см.: «Полное собрание русских летописей», том 8). Появившиеся на боковых полях лицевой стороны иконы фигуры избранных святых, в том числе пара пустынников, преподобных Макария Римлянина и Онуфрия Великого, составили повторяющуюся деталь икон-списков XVI–XVII вв. Они происходят из различных церквей: икона из собора владимирского Рождественского монастыря, служившая надгробным образом благоверного князя Александра Невского (середина XVI в.; Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник); икона второй половины XVI – начала XVII вв. (с живописью XIX в.) из новгородской церкви во имя великомученика Никиты; икона конца XVI в. из Знаменского придела санкт-петербургской Входоиерусалимской церкви (ныне в Русском музее); икона первой половины XVII в. из новгородского Юрьева монастыря; икона последней четверти XVII в. из новгородской Благовещенской церкви. Парные изображения преподобных Макария Римлянина и Онуфрия Великого исследователи встречают также на иконах избранных святых, подбор которых связывают с поминальной тематикой, как, например, на небольшой иконе из Каргополя (XVI в., Русский музей). В западной иконографии не сохранилось изображений Макария Римлянина как обнажённого аскета-пустынника. Если борода святого не имеет характерного вида, опознать образ с именем Макарий исследователям становится затруднительно. Согласно памятникам западной и поствизантийской иконографии, львы сопровождали Макария Римлянина (характерная деталь, известная исследователям из Житий различных пустынников, ср. с иконографией преподобного Герасима Иорданского, святителя Иеронима) и похоронили его. Композиции, на которых Макарий Римлянин окружён львами, известны исследователям по циклу анахоретов в росписях Кампосанто в Пизе (1330 гг., мастер Буонамико Буффальмакко) и поздним иконам. Этот же выразительный образ нашёл отражение в произведениях позднего афонского иконописания, как, например, на иконе, являвшейся «молением» Нектария иеромонаха, сохранившейся в скиту святой Анны (XVIII в.). Небольшого размера икона-пядница представляет святого в монументальном, почти героическом облике, напоминающем о райской поре первого человека Адама, дававшего имена зверям. Старец, тело которого покрыто длинными волосами и бородой, положил обе руки на головы львов, прижавшихся к земле и поднявших к нему головы (эта сцена напоминает исследователям симметричные украшения на фасаде здания или на фронтисписе рукописи). Фигура святого выделяется в недрах чёрной пещеры, которая символизирует близкую кончину убелённого сединами старца, а также суровость его подвига. Довольно часто фигура Макария Римлянина воспроизводится в афонских росписях: в Хиландаре – в церкви скита во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (около 1320 г.) и в пареклиссионе святого Георгия – в юго-западном корпусе Хиландарского монастыря (нартекс – вторая половина XIII в., наос – 1684 г.). В лити кафоликона монастыря Дионисиат (1546/1547 г., мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас) Макарий Римлянин представлен с длинной бородой и кустистыми бровями, седые волосы покрывают тело. В надписи назван Римлянином, указует правой рукой на хартию, препоясан вервием. Его фигура украшает также кладбищенскую церковь Всех святых (в 200 м к востоку от монастыря Пантократор, росписи 1627 г. работы монаха Меркурия). Образ Макария Римлянина издавна и продолжительное время влиял на иконографию преподобного Макария Великого (Египетского).



 
PR-CY.ru