МАКАРИЙ РИМЛЯНИН - Страница 2

Наконец, преодолев различные препятствия, Феофил, Сергий и Игиин достигли пещеры, где обитал Макарий Римлянин. Отшельник весь был покрыт седыми волосами, его охраняли два льва, а пищу ему приносил ворон. Макарий Римлянин рассказал монахам, что его отец – римский синклитик Иоанн – решил женить сына против его воли, едва тот достиг надлежащего возраста. В день свадьбы Макарий Римлянин тайно покинул дом, семь дней пробыл у некой вдовы, а затем отправился в странствование. По дороге встретил убелённого сединами мужа, который оказался архангелом Рафаилом и сопровождал Макария Римлянина в его наполненном опасностями путешествии. Когда архангел исчез, на помощь ему явилась дикая ослица, после неё – олень. В конце путешествия Макарий Римлянин увидел огромного змея, который заговорил человеческим голосом и указал на пещеру, предназначенную Господом для будущего отшельника. Там Макарий Римлянин нашёл мёртвую львицу с двумя львятами; он выкормил их, и животные затем неотступно находились при нём. Спустя несколько лет дьявол решил испытать подвижника и явился ему в образе женщины, которая рассказала, что, не желая вступать в брак, покинула Рим и долго скиталась по безлюдным местам, пока не пришла к Макарию Римлянину. Святой поддался искушению, привёл женщину в пещеру и во сне возжелал её. Осознав своё духовное падение, Макарий Римлянин, чтобы искупить вину, три года провёл в глубокой яме, вырытой в пещере, после чего Бог даровал ему прощение, снизошедшее на отшельника в виде дождя. Выслушав рассказ Макария Римлянина, монахи возвратились в обитель, где поведали игумену и братии о своём путешествии и встрече с подвижником. Исследователи отмечают, что Житие лишено исторической достоверности: в нём практически полностью отсутствуют топонимы (за исключением Месопотамии, Иерусалима, Персии, Индии), время событий не указано. Вопрос Макария Римлянина о преследовании сарацинами христиан, обращённый к монахам в латинской версии Жития, имеет общий характер и не способствует установлению датировки текста. Таким образом, реальное существование Макария Римлянина ставится исследователями под сомнение. Память Макария Римлянина под 19 января отмечена в Минологии императора Василия II (первая четверть XI в.) вместе с памятью преподобного Макария Великого. Позднее в рукописных греческих Синаксарях и Минеях XIV–XV вв. память святого и краткие заметки о нём были обозначены под 23 октября. Под этим же числом сказание о Макарии Римлянине вошло в греческие печатные Минеи (Венеция, 1592 г.). Рассказ о путешествии к святому трёх монахов, изначально служивший предисловием к сказанию, приводится здесь отдельно. На грузинском языке сохранилась кименная (оригинальная) версия Жития Макария Римлянина, составленная Феофилом. Многочисленные рукописи находятся в собраниях Национального центра рукописей Грузии, Иерусалимской патриархии и Цагерского краеведческого музея. В западных «исторических» Мартирологах IX в. память Макария Римлянина отсутствует.

 



 
PR-CY.ru