МАКАРИЙ РИМЛЯНИН - Страница 3

В XVI в. кардинал Цезарь Бароний также не внёс имя этого святого в Римский Мартиролог, предложив отождествить его с одноимённым персонажем, упоминаемым у Палладия, епископа Еленопольского. Согласно Палладию, около 413 г. Макарий вместе с другими знатными мужами посетил недалеко от Рима мужа Мелании Младшей Пиниана, впоследствии ставшего аббатом. По мнению болландистов, гипотеза Цезаря Барония является неверной, поскольку у Палладия говорится, что Макарий занимал должность викария, тогда как о Макарии Римлянине известно, что он покинул Рим, будучи ещё совсем юным. Пространное неканоническое Житие Макария Римлянина, которое также известно исследователям под названием «Слово о трёх мнисех, како находили святого преподобного отца нашего Макария, иже есть близ рая обретен за 20 поприщ», неоднократно переводилось на славянский язык и представлено рядом редакций и большим числом списков. Старший перевод был выполнен в Болгарии в X в. Древнейший болгарский список памятника находится в «Сборнике» с «Патериком Египетским» (Исторический музей, 1330 гг.), сербский – в пергаменном минейном Торжественнике (Исторический музей, вторая половина XIV в.), русский – в новгородском Паисиевском сборнике (Российская национальная библиотека, первая четверть XV в.). По мнению исследователей, Житие Макария Римлянина может быть приурочено к 23 октября, но чаще к 19 января. Начиная с первой четверти XV в. упоминание Жития Макария Римлянина постоянно присутствует в списках отреченных книг. Данное обстоятельство, по мнению исследователей, существенно не повлияло на популярность этого памятника в древнерусской книжности XV–XVII вв., но ограничило его распространение в календарных сборниках (Торжественниках минейных), читавшихся в церкви во время службы. По мнению исследователей, по этой причине текст Жития не был включён в Великие Минеи Четьи. Вопрос о распространении текста в старообрядческой рукописной традиции XVIII–XIX вв. не изучен. Краткое Житие Макария Римлянина было переведено на славянский язык не позднее XII в. на Руси в составе нестишного «Пролога» (под 19 января) и около рубежа XII и XIII вв. получило в составе этого календарного сборника широкое распространение в Болгарии и Сербии. Во второй четверти XVI в. оно было включено в Великие Минеи Четьи. Начиная с первого полного издания «Пролога» (М., 1642–1643 гг.) регулярно публиковалось в его составе. Служба Макарию Римлянину в славянской рукописной традиции исследователям неизвестна. Присутствие проложного Жития Макария Римлянина в ряде списков южнославянских служебных Миней и праздничных Миней доиерусалимской редакции объясняется тем, что в них под соответствующим числом включались все Жития дня независимо от наличия службы святому и даже отдельных песнопений. О почитании Макария Римлянина в Константинополе свидетельствует миниатюра императора «Минология» Василия II на 19 января (первая четверть XI в.), где он изображён рядом с преподобным Макарием Великим (Египетским), также облачённым в иноческие одежды.

 



 
PR-CY.ru