МИЛУТИН, Стефан Урош II Милутин - Страница 5

Сербская иконография Милутина второй половины XIII – XVIII вв. обширна и состоит из изображений на фресках, иконах и печатях. Заметное место в ней занимают прижизненные и ранние посмертные «портреты» «святого краля». К наиболее ранним относятся изображения на фресках в притворе монастыря Сопочани (между 1265 и 1268 гг.). Здесь Милутин изображён дважды: как отрок в диадеме – в числе предстоящих в сцене «Смерть королевы Анны Дандоло» (его бабки, жены короля Стефана Первовенчанного (см. Симон монах)) и с матерью в ктиторской композиции. В 1282 г. изображение Милутина было помещено в росписях на западной стене малой капеллы (часовни) короля Драгутина в монастыре Джурджеви Ступови (в сцене передачи ему верховной власти на соборе в Дежеве и в ктиторской композиции): в обоих случаях братья изображены подчёркнуто равноправными, в одинаковых венцах и облачениях. К росписям капеллы близки по времени и изображения Драгутина, Милутина и их матери Елены на иконах апостолов Петра и Павла и Николая Мирликийского, вложенных последней соответственно в собор апостола Петра в Риме (ныне в Музеях Ватикана) и в базилику в Бари (не сохранилась, известна по описаниям). На печатях Милутин изображён сидящим на престоле, облачённым в саккос с лором и увенчанным стеммой, в правой руке держит скипетр с крестом. Также фигура Милутина начиная с 1310 гг. постоянно присутствует в композиции «Лоза Неманина», к созданию и распространению которой, по мнению искусствоведов, он имел непосредственное отношение. Новый этап в развитии иконографии Милутина, оказавший влияние на все его позднейшие изображения, представляют две барочные гравюры в «Стематографии» Христофора Жефаровича (Вена, 1741 г.). В первом случае Милутин назван «кралем сербским», а во втором – «мироточцем иже в Софии», без титула. Милутин изображён в обоих случаях фронтально в рост (на фоне колонны и пышных складок занавеса), в нимбе, с крестом в правой руке и со скипетром в левой на первой гравюре и со скипетром в левой и с крестом и пальмовой ветвью в правой – на второй, увенчанный куполообразным венцом, облачённый в роскошную далматику с лором, поверх которой надет длинный плащ с оплечьем; борода, сужающаяся на конце, во втором случае заметно короче. Русские изображения Милутина XVI–XVIII вв. на миниатюрах, фресках и в лицевых иконописных подлинниках свидетельствуют о незнании местными мастерами его сербской иконографии. Толковые иконописные подлинники предписывают изображать его «как царя Давида», иногда отмечая сходство с апостолом Иоанном Богословом, но с более короткой и «проширенной» на конце бородой. Так он изображён на миниатюрах XVI в. в лицевом житии Николая Чудотворца (Российская государственная библиотека), в первом Остермановском томе «Лицевого летописного свода» (Библиотека Академии Наук), в лицевых иконописных подлинниках XVII и XVIII вв. и на фресках ярославских храмов Николы Надеина и Николы Мокрого, при этом может варьироваться форма венца – зубчатая корона и двухступенчатая диадема.



 
PR-CY.ru