МИЛУТИН, Стефан Урош II Милутин - Страница 2

Чтобы сохранить права на сербский престол, около 1308 или 1314 г. он поднял мятеж против отца. Милутин предложил сыну встретиться, и, хотя сын попросил прощения, был арестован, ослеплён и вместе с женой и двумя детьми сослан в Константинополь, где прожил семь лет. Однако есть версия, что Стефану сохранили зрение, а до конца жизни он носил повязку на глазах в знак смирения перед отцом. Их примирение состоялось в 1320 г. благодаря усилиям хиландарских монахов, которые постоянно просили короля простить своего благочестивого сына. После смерти Драгутина (весна 1316 г.) последовало столкновение его сына Владислава с Милутином, в результате которого он захватил земли и заточил племянника. В 1316–1317 гг. Милутин совершил поход против Дубровника, в июне 1318 г. – против бана Хорватии и Боснии Младена II Шубича Брибирского. Летом 1319 г. папа Римский Иоанн XXII призвал нескольких албанских правителей-католиков совместно выступить против сербского короля-схизматика. Венгерский король Карл Роберт поддержал планы Рима и осенью того же года захватил находившуюся под сербской властью область Мачва. Милутин вернул эти земли, но в следующем году венгры опять их захватили. Вскоре Милутин неожиданно скончался (согласно легенде, в царских вратах храма) и был похоронен в монастыре Баньска во имя святого Стефана. Правление Милутина способствовало расцвету и территориальному расширению Сербии, но после его кончины началась борьба за власть его детей между собой и с сыновьями Драгутина. С периодом правления Милутина связано активное церковное строительство в Сербии и усиление византийского влияния на сербское искусство, обусловленное значительным расширением Сербского государства и тесными связями короля с Константинопольским двором. Совместная работа византийских и сербских мастеров привела к формированию особой разновидности палеологовского стиля, когда оригинальность и непосредственность изображения уступили роль иллюстративному началу и стандартным средствам художественного выражения. Начало этих изменений в сербской живописи конца XIII в. исследователи обычно связывают с деятельностью греческих мастеров Михаила Астрапы и Евтихия, с появлением фресок в церкви Богоматери Перивлепты (1294/1295 г.) в Охриде и в церкви святителя Ахиллия в Арилье (1296 г.). При Милутине было возведено и расписано больше храмов, чем при всех его предшественниках – 42, в том числе церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в монастыре Грачаница, Успения Пресвятой Богородицы (Богородица Левишка) в Призрене, великомученика Георгия в селе Старо-Нагоричино, Иоакима и Анны в монастыре Студеница, Богородицы Троеручицы, Константина и Иоанна Предтечи и Никитский монастырь в городе Скопье, церковь великомученика Георгия в монастыре Ораховица, храмы в Осоговском и Прохора Пшинского монастырях, в Моштанице, и др. Также на его средства возводили соборы вне Сербии: в Хиландаре, монастырь архангела Михаила в Иерусалиме, в монастыре великомученицы Екатерины на Синае (церковь первомученика Стефана), в Константинополе (церковь Иоанна Предтечи с больницей), в Фессалонике (два храма).

 



 
PR-CY.ru