МИЛУТИН, Стефан Урош II Милутин - Страница 4

Начиная с 1640 г. тексты неоднократно издавались Московским Печатным двором в сборнике с Житием, со службами и с чудесами святителя Николая. С последней четверти XVIII в. (старшее известное издание – Гродно, 1781 г.) книга несколько раз издавалась старообрядцами. В Ярославле в 1644 г. сцены из Жития Стефана Дечанского с изображением Милутина были включены во фресковый цикл церкви Николы Надеина, а в 1673 г. – церкви Николы Мокрого. От хиландарских посольств середины XVI в. в Москве было известно, что Милутин является (наряду со святыми Саввой и Симеоном Сербскими) одним из главных ктиторов этого святогорского монастыря. В 1550 г. хиландарские монахи преподнесли царю Ивану IV Васильевичу Грозному икону Милутина и список службы ему (современное местонахождение которых исследователям неизвестно). В 1566 г. братия Хиландара просила царя ходатайствовать перед османскими властями о перенесении мощей Милутина из Софии на Афон, но последствия этой просьбы исследователям неизвестны. Несмотря на широкую известность Милутина в России, его почитание здесь не было официально установлено, и службу ему совершали, как полагают исследователи, только на хиландарском подворье в Москве. В отличие от святых Симеона и Саввы Сербских и князя Лазаря Милутин не был изображён ни на фресках Архангельского собора в Московском Кремле, ни на пелене, вышитой в 1555 г. в мастерской царицы Анастасии Романовны для Хиландара. Исследователи полагают, что для Руси образ Милутина в Житии Стефана Дечанского ассоциировался с Дмитрием Георгиевичем Шемякой, ослепившим предка. Изображения Милутина (за исключением лицевых иконописных подлинников) исследователям неизвестны или не идентифицированы, т.к. в иконописных подлинниках (как текстовых, так и лицевых) имена Милутин и Урош не использовались, а Милутин именуется «Стефаном (кралем) Сербским», поэтому его отождествление основывается на дне памяти. В Западнорусской Киевской митрополии Милутин стал известен (помимо уставного упоминания в октябрьской Минее) с середины XVI в. через «Хронограф Западнорусской редакции» («Полное собрание русских летописей», том 22, часть 2), а Жития Стефана Дечанского и Стефана Лазаревича в местную книжность не попали. Пребывание мощей Милутина в Софии в 1621 г. упоминается в «Палинодии» Захарии (Копыстенского): этот полемический трактат рано получил известность в Москве, а со второй половины XVII в. приобрёл широкую популярность среди старообрядцев.

 



 
PR-CY.ru