МАТФЕЙ - Страница 4

Изображения Матфея исследователи встречают в Лаптевском томе Лицевого летописного свода 1570 гг. (Российская национальная библиотека). Цикл из пяти миниатюр иллюстрирует посредничество Матфея в примирении черниговских князей Ольговичей с великим князем Всеволодом Юрьевичем Больше Гнездо: Матфей беседует с князьями; Матфей верхом на коне со свитой едет из Киева во Владимир; Матфей обращается ко Всеволоду с речью о «незлобии, кротости, смирении и любви»; князь Всеволод Юрьевич Больше Гнездо примиряется с черниговскими князьями при участии Матфея; князь Всеволод Юрьевич Больше Гнездо одаривает Матфея и с великой честью провожает в Киев. Две пары аналогичных по композиции миниатюр иллюстрируют прибытие к Матфею, а затем поставление Пахомия во епископа Ростова и Симона – во епископа Владимира и Суздаля. Несколько миниатюр посвящены истории выбора Новгородского архиерея: Матфей благословляет епископа Антония (левый верхний угол); новгородцы посылают обоих претендентов на Новгородскую кафедру Антония и Митрофана к митрополиту; Матфей ставит Новгородским архиепископом Митрофана, а Антония назначает епископом в Перемышль. Последняя миниатюра иллюстрирует преставление митрополита (левый верхний угол). Чаще всего Матфей изображён старцем с окладистой, но недлинной клиновидной бородой (на некоторых миниатюрах – вьющейся); облачён в охристую рясу и коричневую мантию с источниками, на голове – тёмный куколь. По-иному его облик передан на иллюстрации к тексту о поставлении инока Кирилла епископом в Ростов, которая написана, как полагают исследователи, другим художником. Матфей здесь изображён, скорее, средовеком, нежели старцем, у него короткая округлая борода. Парадное облачение тщательно прописано: красный подризник, зелёный саккос с золотыми зарукавьями, омофор, на голове – шапка с опушкой. Правой рукой Матфей благословляет епископа Кирилла, в левой держит закрытое Евангелие.



 
PR-CY.ru