МАТФЕЙ - Страница 2

В 1211 г. мир был скреплён браком княжеских детей, князя Георгия (Юрия) Всеволодовича и «Всеволожны» (мученицы Агафии Всеволодовны). В результате достигнутых при посредстве Матфея договорённостей Рюрик Ростиславич, который раньше был насильно пострижен в монашество, а затем оставил иночество и занял Киевский стол, теперь был вынужден удалиться на княжение в Чернигов. Очевидно, в этом Матфей был также заинтересован, «поскольку главе Русской церкви вряд ли могло понравиться, что на Киевском престоле княжит монах-расстрига». Так ненадолго была прекращена одна из наиболее крупных междоусобиц, но уже в 1212 г. смоленские князья снова заняли Киев. Весной 1210 г. Матфей возглавил хиротонию избранного в Новгороде на местную кафедру (вместо архиепископа Митрофана, изгнанного в январе этого года князем Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным и новгородцами) святого архиепископа Антония (в прошлом боярин Добрыня Ядрейкович). Поставление нового архиерея при живом, законно поставленном архиепископе, не лишённом кафедры по церковному суду, нарушало каноны, но Матфей, как полагают исследователи, был вынужден сообразовывать свои действия со сложившейся политической ситуацией. Поскольку Антоний ещё до своего пострижения в начале XIII в. дважды посетил Константинополь (и оставил подробное его описание в «Книге паломник»), исследователи не исключают того, что его знакомство с Матфеем состоялось ещё до его поставления на Киевскую митрополию. После смерти в 1212 г. великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо последовал длительный период междукняжеских конфликтов во Владимиро-Суздальской земле. Поэтому исследователи предполагают, что миротворческие усилия Матфея не ограничились только вышеназванным случаем, имевшим место в 1210 г., хотя они были, как полагают исследователи, менее успешными. После политического деления Владимиро-Суздальской земли была проведена реформа церковного управления в Северо-Восточной Руси. В 1214/1215 г. произошло учреждение Владимиро-Суздальской епископии путём выделения из Ростовской. После того как Ростовский епископ Иоанн «отписася епископьи» («Полное собрание русских летописей», том 1) добровольно или будучи изгнан с неё владимирцами («Полное собрание русских летописей», том 41), на Ростовскую кафедру 10 ноября 1214 г. был рукоположён духовный отец Ростовского князя Константина Всеволодовича Пахомий (а после его смерти, в начале 1216 г. – Кирилл I). Первым Владимирским епископом по инициативе князя мученика Георгия (Юрия) Всеволодовича (в княжество которого Ростов, где находилась официальная епископская резиденция, не входил) в 1214/1215 г. стал архимандрит владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Симон (постриженик Киево-Печерской лавры, один из авторов «Киево-Печерского патерика»), который был отправлен в Киев к Матфею на поставление. Исследователи полагают, что отказ епископа Иоанна от кафедры был актом неприятия грядущего раздела его епархии.

 



 
PR-CY.ru