МАТФЕЙ

МАТФЕЙ (ум. в 1220 г.) – митрополит Киевский (не раньше 1199 – до 1210/1220 гг.). Матфей был поставлен на Киевскую митрополию после кончины митрополита Никифора II (не раньше 1199 гг.). Между Никифором II и Матфеем в перечнях русских митрополитов, сохранившихся в летописных сводах XV–XVI вв., указаны Дионисий и/или Гавриил, в других источниках не упомянутые. Как показал Анджей Поппе, их имена представляют собой искусственную вставку, внесённую русскими книжниками для восполнения временного пробела между зафиксированной в летописании деятельностью Никифора II и Матфея. О происхождении и деятельности Матфея до его поставления на Киевскую кафедру исследователям ничего не известно. Хиротонию Матфея мог возглавить Константинопольский патриарх Иоанн X Каматир (1198–1206 гг.), который после взятия столицы Византии крестоносцами в 1204 г. во время четвёртого Крестового похода и до самой своей кончины, последовавшей в 1206 г., пребывал во Фракии. Исследователи полагают также, что Матфей был поставлен Никейским патриархом Михаилом IV Авторианом (1208–1212 гг.). По мнению Анджея Поппе, «вполне допустимо предположение, что вследствие крушения Византии Киевская кафедра несколько лет пустовала». Не позднее 1210 г. Матфей прибыл в Киев. За несколько лет до этого, 1 января 1203 г. (как полагают исследователи, в том числе из-за отсутствия на Руси митрополита, который мог и должен был способствовать примирению князей) Киев был захвачен и разорён князем Рюриком Ростиславичем с половцами. По словам новгородского летописца, большой урон был нанесён церкви: «...А кого доидеть рука, цьрньца ли, цернице ли, попа ли, попадье ли, а ты ведоша в поганыя», т.е. монахов, монахинь, священников с семьями уводили в плен к половцам; кроме того, были ограблены купцы-иноземцы, искавшие убежища в церквах, «а что по манастырем и по всем церквама, вся узорочья и иконы одраша и везоша погании в землю свою, а град пожгоша» («Новгородская Первая Летопись»). По владимирскому летописцу, «такого зла не было от Крещенья над Кыевом... Не токмо одино Подолье взяша и пожгоша, ино Гору взяша, и митрополью Святую Софью разграбиша, и манастыри вси...» («Полное собрание русских летописей», том 1). Поэтому одной из первых задач Матфея должно было стать восстановление разорённого митрополичьего двора и киевских монастырей; кроме того, как полагают исследователи, необходимо было организовать выкуп духовных лиц, монашествующих и мирян, уведённых половцами. В 1210 г. Матфей прибыл по просьбе черниговских князей Ольговичей во Владимир-на-Клязьме к Владимиро-Суздальскому великому князю Всеволоду (Димитрию) Юрьевичу Большое Гнездо с примиряющей миссией. Переговоры, которые вёл Киевский первоиерарх во Владимире, увенчались успехом – князь Всеволод Святославич Чермный, захвативший незадолго до этого Киевский стол, был признан князем Киевским, а Всеволод Юрьевич Большое Гнездо – старшим среди князей всей Руси. Митрополит, который возглавил богослужение на Рождество Христово во владимирском Успенском соборе, был отпущен князем Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо с дарами и почетом.

 



 
PR-CY.ru