МИТРА - Страница 4

Если во время богослужения епископу необходимо было снять митру, её принимал специально назначенный министрант, носящий вимпу (лат. «vimpa») – наплечную накидку с карманами, чтобы держать митру, не прикасаясь к ней голыми руками. После второго Ватиканского собора различие между митрами «auriphrygiata» и «pretiosa» исчезло, остались только простая и украшенная митры. Согласно Апостольскому посланию «Pontificalia insignia» папы Павла VI (21 июня 1968 г.), право ношения митры перестало быть привилегией и зависело только от сана или должности того или иного духовного лица. В современной Римско-католической церкви митру носят все епископы и кардиналы, папские легаты, аббаты и прелаты, имеющие юрисдикцию над территориями, отделёнными от диоцеза, все аббаты в монастырях своего Ордена или конгрегации, а также апостольские администраторы, префекты и викарии. Латинские митры сохранились и в церквах, отделившихся от Римско-католической церкви. У англикан митра вышла из употребления после Реформации, однако её использование было восстановлено в результате Оксфордского движения. Митра сохраняется также в некоторых церквах лютеранской традиции. У нехалкидонитов встречаются митра как греческого, так и латинского типа. Так, патриарх Коптской церкви издревле носит митру, как и православный Александрийский патриарх, что указывает, как полагают исследователи, на общий источник происхождения церквей. В отличие от митры других коптских архиереев она может иметь коническую форму, близкую к форме папской тиары. В коптской традиции её появление исследователи относят либо ко времени председательства Кирилла Александрийского на третьем Вселенском соборе, либо к особому дару византийского императора, полученному коптским патриархом в X в., но достоверно существование патриаршей митры прослеживается только с XII в. По мере распространения на Востоке уний с Римом митры латинского типа появляются у предстоятелей и епископов сирийских церквей (раньше других – у маронитов). Традиция ношения митры у яковитов, как полагают исследователи, была неустойчивой, но в целом близка к коптской. В Ассирийской Церкви Востока используются митры, по типу близкие к греческим. Чаще всего в сирийских церквах митру можно увидеть на архиереях при совершении ими хиротоний. По крайней мере, с конца XII – начала XIII вв. латинская форма митры появляется у армянских епископов, вступивших в унию с Римом, хотя долгое время митра остаётся привилегией армянских патриархов и католикосов, окончательно закрепившись как элемент богослужебного облачения епископов в XV в. В XVIII в. в Армянской церкви появляются митры греческого типа, увенчанные крестом, но их носят только пресвитеры и протодиаконы.



 
PR-CY.ru