МИТРА

МИТРА – головной убор, элемент богослужебного облачения христианского духовенства на Востоке и на Западе. Несмотря на сходство названия, митра в греческой и латинской традициях имеют принципиально отличную форму и разное происхождение. В античную эпоху митрой назывались головная повязка, прежде всего, женская, изготовлявшаяся из шерсти, а также фригийский колпак и некоторые головные уборы восточных народов. Поскольку в греческих (Исх. 29:6; 36:35) и латинских (Исх. 29:9; 39:26; Лев. 8:13; Сир. 45:14) переводах Ветхого Завета митра упоминается среди священных облачений, в Средние века это стало основанием для использования термина по отношению к головным уборам епископов. В православной традиции митра у архиереев впервые упоминается в XV в., но получает распространение только в XVI–XVII вв. Ещё в XII в. Феодор Вальсамон обращал внимание на то, что только Александрийский патриарх служит с покрытой головой. В XV в. Симеон Солунский отмечал, что в его время уже многие архиереи так служили. В ответ на вопрос Гавриила Пентапольского, почему Римский папа и Александрийский патриарх служат в митре, Симеон Солунский, хотя и приводил историческое и символическое обоснования этого обычая, тем не менее, уточнял, что митрой для архиерея служит Евангелие, которое возлагается на его главу при хиротонии, а значит, лучше служить как прежде, с непокрытой головой. После падения Константинополя у греческих патриархов появляются митры-венцы (короны), наподобие короны византийского императора. Согласно наблюдениям старца Арсения (Суханова), ещё в начале XVII в. они были исключительно патриаршими инсигниями, но постепенно распространились и среди митрополитов, которые имели право носить их только в пределах своей епархии. В настоящее время в большинстве поместных православных церквей принято, что при совершении богослужения Предстоятелем поместной церкви (за исключением архиепископа Афинского) в митре служит только он, а все сослужащие архиереи меняют митру на клобук (в митре все архиереи служат только при совершении епископской хиротонии). На Руси в XVI в. появляются митры в виде шапки с меховой опушкой, вероятно, напоминающие великокняжеские головные уборы. Они появились независимо от греческой или латинской традиции сначала как внебогослужебные облачения или уборы для совершения служб вне храмов, крестных ходов и т.п., что было связано с климатическими условиями. Евгений Евстигнеевич Голубинский полагал, что изначально это были просто скуфьи на твёрдой подкладке, чтобы не складывать их, а ставить, когда необходимо снять с головы во время богослужения. Митра по греческому образцу появились на Руси после 1653 г.

 



 
PR-CY.ru