МИТРА - Страница 2

Московский собор 1674 г. попытался ввести чёткие правила использования митры.  Право ношения креста на митре было закреплено только за патриархом (с 1686 г. крест на митре разрешён для Киевского митрополита). Золочёные митры могли носить только митрополиты, а прочим архиереям полагались серебряные. Согласно «Архиерейскому Чиновнику», при надевании митры во время облачения архиерей произносит молитву «Положи, Господи, на главу Твою венец». После 1988 г. все архиерейские митры в Русской православной церкви увенчаны крестами в отличие от митр, которыми награждаются архимандриты и протоиереи. Эти различия существуют только в практике Русской православной церкви. В Русской православной церкви за границей кресты на митре появились только после «Акта о каноническом общении» (2007 г.) и воссоединения с Русской православной церковью Московского патриархата. Митры у архимандритов и протоиереев известны только в русской традиции. Первым в 1561 г. «шапку» при возведении в сан архимандрита получил игумен Троице-Сергиевой лавры Елевферий (впоследствии епископ Суздальский и Тарусский – «Полное собрание русских летописей», том 13), что затем стало нормой для Русской церкви. По постановлению Московского Собора 1674 г. помимо митрополитов «шапку златокованую» могли носить ещё три игумена – Троице-Сергиевой лавры, Рождественского монастыря во Владимире и Чудова монастыря в Москве, а остальные архимандриты – «шапки среброкованые». Наименование митры шапкой сохраняется до сих пор в «Архиерейском Чиновнике» в чине на произведение в сан архимандрита. Из чина епископской хиротонии упоминание «шапки святительской», которая надевается после омофора, было исключено, поскольку во епископа рукополагались преимущественно архимандриты, и так уже имевшие митру. В 1705 г. указом царя Петра I митра стала принадлежностью сана архимандрита. В 1786 г. митра впервые была дарована протоиерею Иоанну Памфилову, поскольку он был духовником императрицы Екатерины II и членом Синода. В 1797 г. император Павел I включил митру в число наград для белого духовенства (несмотря на протесты со стороны некоторых архиереев). Императорские указы 1859 и 1884 гг. закрепили право награждения митрой непосредственно за императором. Однако до XX в. митрофорных протоиереев было мало. Согласно «Положению о наградах», принятому архиерейским Собором Русской православной церкви в 2013 г., митра возлагается одновременно с возведением в сан архимандрита, а награждение протоиереев митрой производится указом патриарха не раньше чем через пять лет после награждения крестом с украшениями (для монашествующих – через семь лет). В латинской традиции митра появились во второй половине IX в. в подражание папскому головному убору (camelaucum; известен с начала VIII в.), который папы носили вне богослужения (впоследствии он принял форму папской тиары).

 



 
PR-CY.ru