МОР Томас - Страница 14

В опубликованном в конце 1523 г. сочинении «Ответ Лютеру» («Responsio ad Lutherum») Томас Мор, защищая главенство папы Римского, а также таинства и обряды католической церкви, подражал Мартину Лютеру в грубости выражений и резкости личных нападок, однако совмещал это с искусными риторическими аргументами и внимательным разбором всех его доводов. Одной из центральных идей трактата является концепция церкви как «единого тела христианства», в котором частное всегда должно подчиняться общему, а определяющим принципом должен быть церковный консенсус. В полемике с Мартином Лютером и его последователями Томас Мор обвинял их в проповеди «разнузданной свободы», понимая под этим свободу человека от власти церкви, идею непосредственной ответственности каждого христианина перед Богом и собственной совестью, а не перед некими внешними институтами. По словам Томаса Мора, если такая свобода восторжествует, «народ будет неукротим..., не станет признавать законов, не будет подчиняться правителям». Наряду с этим Томас Мор упрекал лютеран в том, что они отнимают у человека свободу воли, объявляя всякого человека грешником, который может получить спасение только благодатью Бога, а не собственными усилиями или заслугами. Томас Мор считал, что в основе протестантских нападок на католические религиозные практики лежит не желание исправить некоторые недостатки земной христианской церкви, с которым он соглашался, а отказ от религиозной этики, отвержение идеи полной ответственности человека за свои поступки. В течение последующих десяти лет, вплоть до заключения в Тауэр, Томас Мор энергично поддерживал католицизм, рассматривая протестантскую Реформацию как угрозу единству церкви и общественному порядку. Хотя главными побудительными мотивами в борьбе с любыми проявлениями протестантских настроений в Англии были общественно-политические соображения, Томас Мор искренне разделял католическое вероучение и сложившиеся в католицизме представления о нормативном христианском благочестии, поэтому упорно защищал церковную традицию от нападок противников, настаивая на том, что недопустимо под предлогом исправления злоупотреблений в католической церкви вести борьбу с самими принципами, на которых основывается церковь. Первоначально исполняя поручения лорд-канцлера кардинала Томаса Уолси, а затем и сам в должности лорд-канцлера, Томас Мор деятельно боролся с любыми уклонениями от католической веры. В этот период с его ведома и санкции проповедники церковных реформ в протестантском духе наказывались как мятежники; Томас Мор считал допустимым и правильным вынесение по отношению к упорствующим «еретикам» жёстких приговоров, вплоть до смертной казни.

 



 
PR-CY.ru