МИХАИЛ ГЛИКА - Страница 4

Исследователи отмечают, что не всегда выдержана последовательность повествования источника. Так, нарушена хронология событий в правление Константина I Великого: Михаил Глика поместил описание первого Вселенского Собора в самый конец раздела, чтобы рассказать историю о прощении согрешивших епископов и вложить в уста императора Константина I Великого слова о его грехах. Особое внимание Михаил Глика уделяет знамениям: рассказывая о четвёртом дне творения, утверждает, что Господь даёт человеку знаки, благодаря которым тот может предугадывать будущее. Эта позиция находит подтверждение в исторической части «Хроники», в которой Михаил Глика нередко вопреки утверждениям источника интерпретирует различные природные явления (затмения, кометы) как божественные знаки. «Хроника» Михаила Глики имеет адресата «моё любимое дитя», к которому автор обращается на протяжении всего повествования. Однако это не реальное лицо, а повествовательный приём, указывавший на аудиторию. Исследователи отмечают, что «Хроника» не является серьёзным историческим сочинением, задача Михаила Глики – не изложение истории как таковое, а просвещение, развлечение и нравоучение. В целом «Хроника» близка к энциклопедическому жанру. Михаилу Глике принадлежат 95 текстов, преимущественно богословского содержания, изданных под названием «Главы о трудных местах Божественного Писания» (подсчёты, дающие иное число текстов (97 или 98), исследователи считают ошибочными). Термин «главы» использовал сам Михаил Глика, однако не только по отношению к этим текстам, но и ко всем разделам составленного им собрания, в которое вошли также его поэмы и сборник пословиц. Точно определить жанр текстов исследователи не могут. Большинство имеет адресатов и формулы обращения в самом тексте, у других указана лишь тема (такие тексты обращений не содержат). Адресаты текстов-писем Михаила Глики делятся на две категории: монахов и представителей династии Комнинов. По предположению Пола Магдалино, письма были составлены после освобождения Михаила Глики из заключения, поэтому среди его адресатов только лица, которым не могло повредить общение с опальным Михаилом Гликой. Тематика «Глав...» перекликается с темами «Хроники», в основном, с первым разделом, многие касаются сотворения Адама и природы человека. Однако Михаил Глика затрагивает и другие вопросы. В главе 57, призывая к покаянию племянницу императора Мануила I Комнина Феодору, убившую из ревности свою соперницу, Михаил Глика приводит истории трёх византийских императоров – Феодосия, Иоанна I Цимисхия и Маврикия, причём тексты подробнее, чем в «Хронике». В главах 59 и 84 изложено учение Михаила Сикидита о тленности Святых Даров. Несколько глав посвящено астрологии и её отличиям от астрономии; глава 40 представляет собой возражение императору Мануилу I Комнину, который писал в защиту астрологии. Согласно Полу Магдалино, позиция Михаила Глики менялась с течением времени: если в главе 40 его отношение к астрологии было безоговорочно негативным, то в конце главы 39 Михаил Глика был склонен признать, что некоторым людям Бог даровал способность предугадывать будущее. Михаил Глика писал об астрологии и в «Хронике», при этом воздерживался от резких выпадов против астрологов (как в главах 40 и 36), но и не соглашался с мнением о возможности предсказаний, изложенным в главе 39. Исследователи полагают, что взгляды автора, нашедшие отражение в «Хронике», представляют итог размышлений Михаила Глики, и, следовательно, она была написана позднее, чем «Главы...».



 
PR-CY.ru