МИХАИЛ ГЛИКА

МИХАИЛ ГЛИКА (XII в.) – византийский писатель. Предположительно Михаил Глика родился на острове Керкира (Корфу), служил секретарём при Мануиле I Комнине до 1159 г., когда был заключён в тюрьму. Оттуда он послал императору два стихотворения, содержащих просьбы об освобождении, и поэтическое разъяснение двадцати пословиц. Существует версия о том, что стихи не отражают реальных биографических обстоятельств, а являются поэтическим вымыслом. Мнения о причинах заключения Михаила Глики в тюрьму среди учёных разделились. По одной версии, он участвовал в заговоре Феодора Стиппиота зимой 1158/1159 гг., по другой – поплатился за критику астрологических увлечений императора Мануила I Комнина. В 1164 г. Михаил Глика был отпущен на свободу. Предположению о том, что он был перед этим ослеплён, противоречит то обстоятельство, что его основные произведения написаны после тюремного заключения, поскольку в них использованы исторические сочинения Иоанна Зонары и Константина Манасси, законченные в 1150 гг. После заточения Михаил Глика принял монашеский постриг. Исследователи полагают, что Михаил Глика является одним лицом с Михаилом Сикидитом, который, согласно историку Никите Хониату, был ослеплён за занятия магией, а в самом конце XII в. развивал еретическое учение о тленности Святых Даров, осуждённое Константинопольским Собором 1199/1200 г. (см. в ст. Евхаристия). Исследователи высказывали мнения как за, так и против отождествления двух Михаилов. Помета в рукописи позволяет исследователям предположить, что Михаил Глика дожил до падения Константинополя в 1204 г. Основное сочинение Михаила Глики – компилятивная «Хроника», охватывающая период от Сотворения мира до смерти императора Алексея I Комнина в 1118 г. «Хроника» была написана в 1161–1170 гг. Текст сохранился примерно в 60 рукописях XIII–XVI вв. (наиболее древние полные списки: XIII, XIV, XV вв.). Стеммы кодексов и критического издания текста не существует. Латинский перевод Иоанна (Ханса) Леунклавия был опубликован в 1572 г. Первое полное издание греческого оригинала увидело свет в Париже в 1660 г. Оно было выполнено на основе неизвестной рукописи, как полагают исследователи, поздней и неполной. Примечания содержат вставки из других списков, с которыми издатель Филипп Лаббе познакомился уже после подготовки к печати текста по основному списку. Эти дополнительные фрагменты были частично включены Иоганном Филиппом Беккером в основной текст при переиздании «Хроники» для Боннского корпуса в 1836 г. Часть дополнительных фрагментов, опубликованных Филиппом Лаббе в примечаниях, была использована для восполнения лакун и при переиздании в 158-м томе «Греческой патрологии» Жана Поля Миня в 1866 г. В соответствии с традицией, «Хроника» Михаила Глики состоит из четырёх разделов: истории творения мира, библейской истории, римского и византийского периодов. Однако Михаил Глика отходит от традиции, уделяя непропорционально много внимания истории творения. Она занимает более четверти сочинения и представляет собой полноценный «Шестоднев», сочетающий библейскую экзегезу с естественнонаучными сведениями о мире. Часть, посвящённая рассказу о животных и птицах, имела самостоятельное хождение в рукописях.

 



 
PR-CY.ru