МЕРКУРИЙ и ПАИСИЙ - Страница 2

Общецерковное почитание Меркурия и Паисия установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в том числе Меркурия и Паисия) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Не позднее XIX в. были составлены тропари и кондаки Меркурию и Паисию. Дни памяти Меркурия и Паисия (как и многих других святых отцов, почивающих в Дальних пещерах) были установлены во второй половине XIX в. Описания облика Меркурия и Паисия представлены в Строгановском толковом иконописном подлиннике (так называемом Клинцовском, конец XVIII в.) в составе Собора Киево-Печерских святых (все без указания дня памяти): Меркурий – «сед, брада кругла, доле Николины, проста, на главе клобук черн, ризы преподобническия дичь, испод киноварь разбелен, правая рука молебна у сердца, длань вверх, левою поднял ризу с левыя страны» (конец XVIII в., Библиотека Академии Наук); Паисий – «сед, брада Власиева (священномученика Власия Севастийского), власы с ушей, на плечах клабук черн, риза преподобническая, испод вохра, правую руку прижал к сердцу, левою держит ризу, поднял мало». В Дальних (Феодосиевых) пещерах лавры при мощах каждого из святых находится икона с его единоличным изображением; обе иконы выполнены в 1840 гг. в мастерской Киево-Печерской лавры иеромонахом Иринархом с учениками. Меркурий представлен по пояс, в небольшом развороте влево; он, муж средних лет с недлинной рыжеватой бородой, облачён в мантию, на голове клобук округлой формы; в руках держит открытую книгу с текстом из Пс. 18:10–11. Паисий изображён фронтально, чуть ниже пояса; у него длинная, окладистая, слегка вьющаяся борода без проседи; он в рясе и мантии, на голове округлый клобук, правой рукой благословляет, на запястье левой руки намотаны чётки; держит раскрытую к себе книгу. К облику на иконе при мощах близко (в том числе и по возрастной характеристике) изображение Меркурия на находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» (1890 г., работа иконописцев мастерской Киево-Печерской лавры). Образу святого придан назидательный характер – он представлен в лёгком повороте влево, но не с книгой, а с указующим вверх перстом правой руки. В нимбе надпись: «Преподобный Меркурий постник». Как полагают исследователи, к иконе при мощах Паисия восходит его образ на иконе при входе в Дальние пещеры: он представлен фронтально, каштановая борода чуть короче, но так же окладиста, кисть правой руки приложена к груди. В нимбе надпись: «Преподобный Паисий».

 



 
PR-CY.ru