МЕРКУРИЙ и ПАИСИЙ

МЕРКУРИЙ и ПАИСИЙ – Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие, преподобные (память 4, 24 ноября (Меркурий), 19 июля (Паисий), 28 августа – в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобного Феодосия) почивающих, в Неделю вторую Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских). Они не упоминаются в комплексе ранних источников (до 1230 гг.), повествующих о Киево-Печерском монастыре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках – «Киево-Печерском патерике», «Повести временных лет…» (см. Летописание) и Житии преподобного Феодосия Печерского. О них (как и о большинстве святых, почивающих в Дальних пещерах) сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIV в. как время жизни Меркурия и Паисия исследователи признают необоснованным. «Благословенный отец Паисий» и «святый старец Меркурий» впервые упоминаются как имеющие соседние погребения в «Тератургиме» монаха Афанасия (Кальнофойского; Киев, 1638 г.), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах. При этом Меркурий и Паисий не указаны в составленном по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) около 1643 г. каноне преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх Константинопольского патриарха Мелетий Сириг. В рукописном сборнике из библиотеки Дальних пещер, который послужил источником архиепископу Модеству (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1885 г.), сообщалось, что Меркурий и Паисий жили «в великой любви» в одной келье и просили Бога, чтобы Он их никогда не разлучал; после кончины их тела были погребены в Дальних пещерах рядом. Меркурий почитается церковью как постник (сведение об этом появилось в литературе XIX в., его источник исследователям неизвестен). По сообщению епископа Димитрия (Самбикина; 1901 г.), «ныне преп. Паисий почивает в отдельной раке от преп. Меркурия, и почивают друг против друга по обеим сторонам пещерного коридора; неизвестно, когда их мощи положены в отдельные раки». Научное исследование мощей отцов, почивающих в Дальних пещерах, произведённое в 1982 г., показало, что Паисию к моменту кончины было 20–25 лет, возраст Меркурия определить не удалось. Местная канонизация Меркурия и Паисия совершена при архимандрите Варлааме (Ясинском; впоследствии митрополит Киевский), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684–1690 гг., когда был установлен Собор преподобных отцов, почивающих в Дальних пещерах. Тогда же, как полагают исследователи, была составлена «Служба преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в которой Меркурий и Паисий прославляются в шестом тропаре третьей песни канона.

 



 
PR-CY.ru