МЕРКУРИЙ и ПАИСИЙ - Страница 3

В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» расширенного извода, начало сложения которого связано с процессом соборной канонизации Печерских чудотворцев во второй половине XVII в., расположение Меркурия и Паисия остаётся неизменным в большинстве случаев. Оба в левой группе чудотворцев, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Паисий занимает более «почётное», нежели Меркурий, место: он представлен в нижней части композиции непосредственно за фигурой преподобного Феодосия Печерского; Паисий открывает второй ряд «пятерицы» преподобных Агафона Чудотворца, Лукиана, Тита Воина и Лонгина Вратарника. Фигура Меркурия находится в верхней части композиции, в предпоследнем, восьмом снизу ряду; как и Паисий, он открывает «пятерицу» преподобных, в которую включены Нестор Некнижный, Мартирий и Ахила Диаконы и Пимен Постник. Данная схема воспроизводилась до конца XIX в. и известна исследователям по большому количеству гравюр и литографий. Дмитрий Александрович Ровинский на примере иконографии листовой гравюры почаевского мастера второй половины XVIII в. Иосифа Гочемского публикует аналогичные гравированные изображения, датируя два наиболее ранних из них концом XVII в. и первой половиной XVIII в.; гравюру 1771/1774 г. работы Иоанна Кончаковского и её копию 1821 г. работы Герасима Проценко. К тому же изводу исследователи относят киевскую гравюра Василия Белецкого (1751; 1756 гг. – Российская государственная библиотека), на которой Меркурий изображён держащим крест в левой руке; образ Паисия имеет в подписи в нимбе уточнение о его монашеском делании (у Д.А. Ровинского эта надпись с гравюры Гочемского воспроизведена как «П. Паисiи калинникъ»). На эстампах XIX в. исследователи встречают изменения в иконографии святых, особенно в изображении Паисия, фигура которого занимала значимое место, рядом с князьями и первоигуменом лавры, но объяснение этому отсутствовало в том числе в связи с утратой в надписи эпитета при имени. Так, на раскрашенном офорте первой четверти XIX в. (Российская государственная библиотека) Паисий изображён как лицо светское: он облачён в платье с орнаментированными оплечьем и поручами, голова не покрыта, волосы короткие, а в нимбе при имени указано «с[вя]тый» вместо принятого при образах монахов на этом же офорте надписания «пре[подобный]». На раскрашенной гравюре первой трети XIX в. (Государственный литературный музей) святой предстаёт с омофором на плечах, т.е. в сане архиерея, но в отличие от других святителей его голова не покрыта митрой, как на ранних изображениях. На хромолитографии 1894 г. (Государственный литературный музей, Российская государственная библиотека) на Паисии также платье, напоминающее княжеское, голова не покрыта, но в надписи обозначен преподобнический чин прославления.

 



 
PR-CY.ru