МЕРКУРИЙ и ПАИСИЙ - Страница 4

На тонолитографии 1893 г. (Государственный литературный музей) он в подряснике-однорядке (с пуговицами от ворота до подола), что может подразумевать его характеристику как келейника; эпитет отсутствует, чин святости – «преподобный». Исследователи подчёркивают: то, что отмечено как общие принципы и закономерности композиции «Собор Киево-Печерских святых» на примере эстампов, будет верно и для икон. Наиболее ранними и соответствующими традиционной схеме с сохранением при имени Паисий эпитета «Келейник» являются иконы: последней трети XVIII в. (1771 г. (?), Иркутский областной художественный музей) – Меркурий обращён к центру, в мантии, на голове клобук, борода седая средней длины, седые же вьющиеся волосы до плеч, подпись в нимбе: «преп. Меркурий», Паисий представлен в повороте к центру композиции, голова не покрыта (куколь на плечах), в волосах на голове и в сужающейся книзу бороде незначительная проседь, подпись в нимбе: «преп. Паисий, келейник»; первой трети XIX в. (Кирилло-Белозерский музей-заповедник) – Паисий изображён в повороте к центру композиции, но взгляд обращён на молящегося, на кисти правой руки чётки, подпись в нимбе: «преп. Паисий, келейник»; середины XIX в. (Троицкий собор Успенского женского монастыря в Александрове) – оба святых изображены так же, как на иконе из Кирилло-Белозерского музея-заповедника, но Паисий без чёток; второй половины XVIII в. (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник) – в подписи на намбе Паисия отсутствует эпитет. На иконе первой половины XIX в. Паисий представлен как архиерей – в красной фелони, с белым с золотыми крестами омофором на плечах, без митры, руки воздеты и разведены в стороны в жесте моления, при этом в надписи сохранена часть эпитета, и изменён чин святости: «Стый Паисiй Кел.» На эмалевых иконах, которые изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков, из-за миниатюрности изображения нередко отсутствуют надписи имён в нимбах, но, например, на иконе второй половины XIX в. (Центральный музей имени Андрея Рублёва) образ Меркурия узнаваем благодаря расположению «пятерицы» с фигурами двух диаконов в стихарях, а Паисия – ещё и по месту в композиции, и отличим от других по платью; сохранены надписи, в том числе эпитет при имени Паисий, на эмалевом образке третьей четверти XIX в. (Нововалаамский монастырь, Финляндия). Изображение Меркурия представлено в составе избранных святых на иконе-мощевике (ставротеке), выполненной, по мнению И.В. Злотниковой, новгородским иконописцем по заказу духовного лица (1830–1840 гг., собрание Феликса Романовича Комарова). Святой в паре с апостолом Андреем Первозванным показан на верхнем правом медальоне (всего четыре), вмонтированном в основание доски с мощевиком в центре. Апостол и преподобный изображены беседующими, Меркурий в рясе, в мантии и в схиме, голова не покрыта, левая рука отведена в сторону. Согласно описи Дальних пещер 1877 г., на простенках в церкви преподобного Феодосия Киево-Печерского среди 19 выполненных масляными красками фигур святых были образы Меркурия и Паисия.



 
PR-CY.ru