МАВРОКОРДАТЫ - Страница 6

Тем не менее, основу его мировоззрения составляла восточно-римская модель, центром которой являлось православие. Он поддерживал православные учреждения, в том числе построенные им монастырь Вэкэрешти и Ставропольскую церковь в Бухаресте. Он (а затем его сын Константин) ежегодно выплачивал Великой Лавре на Афоне пособие в 6 тыс. аспр, а также помогал другим монастырям. Николай Маврокордат – автор ряда сочинений, в которых выражена ранняя фанариотская политическая теория, обосновывавшая законность османского правления. «Книга об обязанностях», адресованная сыновьям, была издана в Бухаресте в 1719 г. В ней исследователи видят влияние античной философии и политической мысли: «Автор следует как за Цицероном, так и за Аристотелем в попытке вывести образец добродетельного поведения и общественной праведности». Он старался придать образу классического аристотелевского гражданина христианской добродетели, а классической этике – христианские ценности. Николай Маврокордат перевёл c латыни на греческий книгу итальянца А. Марлиано «Политический театр» (Рим, 1631 г.). В ней говорится о добродетелях совершенного правителя, который должен быть справедлив, честен и руководствоваться разумом в своей деятельности. О широте кругозора Николая Маврокордата свидетельствует его роман «Развлечения Филофея» о группе учёных (своего рода космополитическая интеллигенция), которые гуляют по райскому саду, обсуждая гносеологические, психологические, общественные и образовательные проблемы. Роман содержит элементы критики по отношению к неоаристотелизму, приверженцами которого были его отец и учитель И. Манос. Автор восхищается критиком Аристотеля Френсисом Бэконом и «направляемой чувствами философией Нового времени». Ввёл в число персонажей романа мыслителей эпохи Ренессанса Марсилио Фичино (1433–1499 гг.) и Джованни Пико делла Мирандолу (1463–1494 гг.), в произведениях которых Николай Маврокордат находил идеи платонизма. Александр Маврокордат и Николай Маврокордат принадлежали к фанариотской элите, интегрированной в османскую государственно-политическую систему, их мечтой было преобразование Османской империи изнутри путём постепенного сосредоточения власти в руках греков. Они поддерживали разновидность религиозного гуманизма, укоренённого в классической и ромейской (византийской) образованности, которая была открыта западным идеям, но не подрывала основ православия.

 



 
PR-CY.ru