МАВРОКОРДАТЫ - Страница 4

Александр Маврокордат был ключевой фигурой на переговорах между Высокой Портой и русскими посланниками Емельяном Игнатьевичем Украинцевым (1641–1708 гг.), а затем Петром Андреевичем Толстым (1645–1729 гг.). Однако настойчивость Александра Маврокордата, сумевшего добиться того, что проблема святых мест не была упомянута в русско-турецком договоре 1700 г., подписанном в Константинополе, имела негативные последствия для православных. Он принял участие и в принятии решения о нейтралитете Османской империи перед Полтавской битвой (1709 г.). Великий драгоман скончался в зените славы и был похоронен в церкви святой Параскевы в Хаскёе. Александр Маврокордат оставил после себя значительное письменное наследие. Исследователи отмечают, что его произведения (как и сочинения его сына Николая) написаны архаизированным греческим языком. В годы преподавания в Патриаршей Академии им были составлены учебные пособия по грамматике, риторике и философии, которые сохранились в рукописях. Александр Маврокордат перевёл на турецкий язык атлас Герарда Меркатора (1512–1594 гг.) и картографические работы Виллема Блау (1571–1638 гг.) и Яна Блау (1596–1673 гг.). Написанная им «Священная история иудейского народа» была издана в Бухаресте в 1716 г. Её продолжают три тома истории римской и византийской империи, третье сочинение, содержавшее историю Валахии и Молдавии и посвящённое князю мученику Константину Брынковяну (1654–1714 гг.) не сохранилось. Александру Маврокордату принадлежат «Дневники», которые излагают события 1682–1687 гг., и мемуары о турецких султанах. Его переписка также является важным историческим источником. Единственное известное исследователям богословское сочинение Александра Маврокордата было написано в 1670 г. по заказу Константинопольского патриарха Мефодия III (1668–1671 гг.), который поручил ему ответить на десять вопросов догматического характера, заданных представителями Англиканской церкви. Ответы перед их отправлением в Англию были одобрены Константинопольским Собором 1672 г. под председательством патриарха Дионисия IV. Они касаются межконфессиональных споров по ряду вопросов в области христологии, мариологии, эсхатологии и евхаристии. Трактат о Святой Троице остаётся неизданным. Сборник «Размышления» был составлен Александром Маврокордатом в форме наставления сыновьям. Основополагающими ценностями для политика он считал благоразумие и реализм, который в противовес беспочвенному идеализму должен быть мерой поведения. В этом сочинении прослеживается влияние этики Николо Макиавелли, Франсуа де Ларошфуко, а также знакомство с идеями Томаса Гоббса. При этом Александр Маврокордат не ставил под сомнение легитимность власти султана и не помышлял о политических изменениях. Он рекомендовал полное подчинение и слепую преданность правителям.

 



 
PR-CY.ru