МАКСИМИН - Страница 4

«Незавершённый труд...» – пространный комментарий, выдержанный в духе аллегорического толкования оригеновского типа; в нём есть символическое объяснение упомянутых в Евангелии от Матфея чисел, животных, растений; в этимологии еврейских имён (нередко, по мнению исследователей, ложной) автор пытается обнаружить сокровенный духовный смысл Священного Писания. Исследователи отмечают, что экзегетические темы прерываются рассуждениями догматического характера. Падшего человека раздирают противоречивые стремления к добру и ко злу; сатана воздействует на него, используя слабость его плоти, но благодать Божья укрепляет его душу. Утверждая принцип свободы воли и призывая к аскетическому подвигу, автор, тем не менее, считает, что человек не способен спастись самостоятельно, без искупительной жертвы Христа – посредника между трансцендентным Богом Отцом и миром. В тексте исследователи встречают нравственно-аскетические рассуждения. Автор призывает читателей твёрдо придерживаться истинной веры (арианства), невзирая на притеснения, т.к. гонения на истинных христиан прекратятся с пришествием Христа, а гонителей постигнет Божий суд. Автор рассматривает свою эпоху как время господства антихриста, чью армию составляют многочисленные православные епископы и клирики. Указывая на мотивы, связанные с притеснениями ариан, П. Нотен приписывал сочинение «Незавершенный труд...» пресвитеру Тимофею, одному из руководителей арианской общины Константинополя в начале V в. Другие исследователи считали, что текст был создан пелагианами. Анонимный «Комментарий на Книгу Иова» был составлен, как полагают исследователи, в конце IV или в V в.; в нём содержится толкование «Книги Иова» от начала до 3:19. Автор использует буквальное толкование Священного Писания, делая пространные отступления морально-аскетического и дидактического характера (например, о браке), обращается к примерам из других книг Ветхого Завета. Иов представлен как образец терпения и мудрости, невинный праведник, твёрдо переносивший искушения; ответственность за его страдания автор всецело возлагает на дьявола. Иногда применяется аллегорический метод экзегезы, например, в красочном полемическом выпаде против православного вероучения: три отряда разбойников-халдеев, угнавшие верблюдов Иова (Иов 1:17), объясняются как образ православной Троицы. Вместе с тем автор широко использует метод типологии: невинно страдающий Иов рассматривается как прообраз Христа. Данная интерпретация приводит автора к оптимистическому взгляду на будущее, что отличает его от напряжённых эсхатологических экспектаций, свойственных толкованию на текст Евангелия от Матфея: подобно тому как Господь даровал Иову новых детей вместо погибших, истинная (арианская) церковь приобретет новых чад, которые заменят отпавших.



 
PR-CY.ru