МАКИН, Аль-Макин - Страница 5

Продолжением «Благословенного сборника» (с 1260 г.) служит хроника копта аль-Муфаддаля ибн Аби-ль-Фадаиля «Надёжная тропа и несравненный жемчуг в продолжение Летописи Ибн аль-Амида». Её уникальная парижская рукопись, датируемая сентябрём 1358 г., составлялась, как полагают исследователи, для личного пользования и служит единственным достоверным источником сведений об авторе, который, как предполагается (на основании косвенного указания Ибн аль-Васити), приходился Макину-старшему внучатым племянником по женской линии. Дед аль-Муфаддаля, Абу-ль-Муфаддаль, имел церковный сан, а отец, Абу-ль-Фадаиль, составитель несохранившегося сборника христианских преданий «Рай», в 1260 г. ездил к Хулагу-хану с посольством для переговоров об обеспечении безопасности представителей различных вероисповеданий в захваченной монголами Сирии. Последнее обстоятельство отчасти объясняет хорошую осведомлённость его сына о событиях, разворачивавшихся в пределах Великого монгольского улуса. Хроника аль-Муфаддаля охватывает период правления мамлюкских государей-бахритов до 1341 г., коптских патриархов – до 1348 г., а также современных им мусульманских династий в Хиджазе, Йемене и Индии и чингисидских хаганов. Хотя аль-Муфаддаль в значительной мере опирался на труды современников-мусульман ан-Нувайри, Шамс ад-Дина аль-Джазари (ум. в 1338 г.), Абу Бакра ибн ад-Давадари (1320–1330 гг.) и Бейбарса аль-Мансури (ум. в 1325 г.), его хроника содержит уникальные сведения относительно положения Египта при единоличном правлении ан-Насира Мухаммада (1310–1341 гг.) и походов хулагуидского ильхана Газана (1295–1304 гг.) на Сирию. Однако сугубо христианские сюжеты затронуты у аль-Муфаддаля лишь вскользь. Приложение к «Летописи аль-Макина» составил и Ибн ас-Сукаи. Аш-Шайх аль-Макин (Макин-младший) Джирджис ибн аль-Амид (как полагают исследователи, первая половина XIV в. – после 1398 г.) – священник, врач, чиновник в гражданской администрации Мамлюкского султаната. Брат аль-Асада Ибрахима, катиба войскового дивана. К концу жизни принял постриг в монастыре святого Арсения (см. Кусайр) близ Каира. В 1398 г. составил доксографический трактат «Краткое изложение исследования о вере, именуемое Всеобъемлющим пособием, почерпнутым из дара самостоятельного суждения», известный исследователям также как «Разрешение сомнений». Трактат, написанный на классическом арабcком языке и сохранившийся в автографе и других многочисленных рукописях, состоит из двух частей. Первая включает введение, посвящённое вопросам христологии, и пяти глав, в которых систематически освещаются различные аспекты христианской теологии, антропологии, аксиологии, ангелологии, демонологии и др.; вторая часть состоит из шести глав, посвящённых, главным образом, экзегетическим вопросам и полемике с иудеями и диофизитами. Эта богословская энциклопедия пользовалась популярностью как в коптской, так и в эфиопской среде, где получила известность в переводе на геэз к концу XV в. под названием «Ученик» и с атрибуцией «Георгию, ученику Антония Сирийца».



 
PR-CY.ru