МАКИН, Аль-Макин - Страница 2

Аш-Шайх аль-Макин (Макин-cтарший) Джирджис (Абдаллах) ибн аль-Амид Аби-ль-Ясир, лат. Georgius Elmacinus, откуда европейские формы Elmacin, Macine (Каир, 1206 г. – после 1280 г.). Отец Макина, Абу-ль-Ясир, был средним сыном Абу-ль-Макарима Ильяса и племянником Симана ибн Калиля; заступив на место дяди, он прослужил больше сорока лет при аль-Адиле и его родственниках аз-Захире Гази (в Дамаске, 1186–1216 гг.) и аль-Камиле Мухаммаде (в Каире, 1218–1238 гг.). Макин-старший был принят катибом в войсковой диван благодаря отцу, после кончины которого (1239 г.) выдвинулся на важный пост в войске сирийского правителя из династии Айюбидов ан-Насира Юсуфа (1237–1260 гг.). Вторжение орд Хулагу-хана в Восточное Средиземноморье заставило Макина-старшего в декабре 1259 г. – январе 1260 г. по примеру ряда чиновников-христиан из дамасского дивана перебраться с семьёй в Тир, где он провёл полгода. В начале царствования аз-Захира Рукн ад-Дина Бейбарса аль-Бундукдари (Бейбарса I; 1260–1277 гг.) в связи с беспорядками, возникшими в Сирии после разгрома монголов при Айн-Джалуте, Макин-старший, как и некоторые другие высокопоставленные чиновники-христиане, попал под подозрение в сотрудничестве с захватчиками (эти обвинения передаёт, в частности, свидетель событий халебский катиб Шихаб ад-Дин Гази ибн аль-Васити, ум. в 1312 г.). В 1262 г. зять Бейбарса и его наместник в Сирии эмир аль-Хадж Ала ад-Дин Тайбарс аль-Вазири, благосклонностью которого пользовался Макин-старший, оказался в опале, и все подведомственные ему должностные лица были вызваны в Египет и брошены в тюрьму. Около 1273 г., после более чем десятилетнего заточения, Макин-старший получил свободу и переехал в Дамаск, где и провёл последние годы жизни (сведения о числе заключений Макина-старшего, их продолжительности и причинах в источниках разнятся). После смерти Бейбарса (1277 г.) Макин-старший написал всемирную историю – «Благословенный сборник» (лат. «Syntagma benedictum»; др. названия: «Всеобщая летопись», «Книга летописей», чаще просто «Летопись аль-Макина»), состоящий из двух частей (как полагают исследователи, по аналогии с сочинением Агапия Манбиджанского). Первая часть охватывает период от сотворения мира до переселения (хиджры) Мухаммада (622 г.) и включает 166 последовательных жизнеописаний пророков и других великих людей (от Адама до византийского императора Ираклия, включая Моисея и Иисуса Христа). В начальных разделах (до вавилонского пленения иудеев) автор опирается на текст Библии, в последующих (о древних державах Азии, об императоре Александре Великом, о Римско-Византийской и Сасанидской империях) – на целый ряд источников, в том числе на арабский герметический трактат (из него приводятся прямые цитаты). Текст завершается списком коптских патриархов, который был продолжен переписчиками до 1320 г. Вторая часть, «Летопись мусульман от законодателя ислама Абу-ль-Касима Мухаммада», охватывает период от хиджры Мухаммада до восхождения на престол Бейбарса (1260 г.). В начальных разделах автор, по его собственному признанию, черпает сведения, прежде всего, из «Летописи посланников и царей» Абу Джавара Мухаммада ибн Джарира ат-Табари (ум. в 923 г.); данные по Египту и Сирии дополнены, скорее всего, благодаря переработке «Салихийской летописи» Джамаль ад-Дина ибн Василя (ум. в 1298 г.), а также добавлению датировок по коптской «эре мучеников» (эре Диоклетиана) и эпизодов из церковной истории.

 



 
PR-CY.ru