МАКИН, Аль-Макин - Страница 3

Исследователи не исключают, что оба историка пользовались общим источником: соответствия между повествованиями ибн Василя и Макина-старшего заканчиваются на смерти Салах-ад-Дина, при том что «Салихийская летопись» доведена до 1238 г., а в «Благословенном сборнике» события конца 1230 – начала 1240 гг. освещены особенно скудно. Ещё одним источником сведений, относящихся к первым векам ислама, послужили для Макина-старшего работы аль-Якуби, Абуль-Аббаса Ахмеда ибн Исхака (вторая половина IX – начала X вв.). Многое заимствовал он и из трудов христианских историков: православных Х в. – Александрийского патриарха Евтихия (Саида ибн аль-Битрика), и Манбиджского епископа Агапия, а также копта – своего современника Бутроса ибн ар-Рахиба. В состав «Благословенного сборника» Макин-старший включил повествование о прошлом собственной семьи, которое легло в основу его жизнеописаний в арабских биографических справочниках, дополнявших образцовый труд Ибн Халликана, Шамсуддина Абуль-Аббаса Ахамада ибн Мухеммада (ум. в 1282 г.) «Кончины знаменитых людей и вести о современниках»,  – христианина Фадлаллаха ибн ас-Сукаи (ум. в 1325/1326 г. и мусульман Халиля ас-Сафади (ум. в 1363 г.) и Таки ад-Дина Ахмада аль-Макризи (ум. в 1442 г.). Исследователи отмечают, что «Благословенный сборник», не являясь в полном смысле оригинальным трудом, достаточно быстро получил признание не только в восточно-христианском, но и в исламском мире. Материалами летописи широко пользовался биограф султанов Бейбарса и Калауна Насир ад-Дина Шафи ибн Али аль-Аскалани (ум. в 1330 г.). Ибн Хальдун (ум. в 1406 г.) обращался к её главам, посвящённым Античности; аль-Калькашанди (ум. в 1418 г.) и аль-Макризи заимствовали из неё сведения о египетских христианах. Макин-старший поддерживал тесные отношения с коптскими интеллектуалами и, судя по всему, как полагают исследователи, передал список своего труда одному из виднейших их представителей – Мутаман ад-Дауле Абу Исхаку Ибрахиму ибн аль-Ассалю (1260–1270 гг.; см. в ст. Ассалиды). Старейшая сохранившаяся рукопись полного текста «Благословенного сборника» (как полагают исследователи, автограф) датируется 1280 г. Гастон Вьет, планировавший совместно с кардиналом Эженом Тиссераном критическое издание «Благословенного сборника» в начале XX в., выделил наряду с общераспространённой редакцией (так называемой вульгатой) и другую, засвидетельствованную в парижской рукопиcи и отмеченную широким использованием труда Евтихия Александрийского. По мнению М. Диеца, эти редакции отражают разные стадии работы Макина-старшего с текстом.

 



 
PR-CY.ru