МАКИН, Аль-Макин - Страница 4

Однако в целом генеалогия рукописей остаётся неразработанной, что препятствует помимо прочего установлению степени оригинальности содержащейся в источнике информации. При эфиопском царе Лебна Денгеле (1508–1540 гг.) был сделан близкий к оригиналу полный перевод хроники на геэз. Типографское издание большей части «Летописи мусульман...» (до 1120 гг.) с параллельным латинским переводом подготовил Томас ван Эрпе (Эрпениус), а осуществил его ученик Якобус ван Гол (Голиус) в 1625 г., после смерти учителя. Будучи первой по времени публикацией памятника арабской историографии в Европе, оно изобиловало как текстологическими, так и смысловыми ошибками и неточностями. Однако уже в 1626 г. в Лондоне появился сокращённый английский перевод издания, сделанный С. Перчасом («The Saracenical historie» в приложении к четвёртому изданию его сочинения «Purchas his Pilgrimage»), а в 1657 г. в Париже – французский перевод Пьера Ватье («L'Histoire mahometane, ou les Quarante-neuf califes du Macine»). Тем не менее, несмотря на заметную роль, которую «Благословенный сборник» и его переводы сыграли в развитии западной арабистики и исламоведения, а также достаточное количество рукописей (как полных, так и частичных списков), его полное критическое издание отсутствует. Первая часть «Благословенного сборника» остаётся в рукописях, за исключением небольших фрагментов, изданных в оригинале и/или переводе. Заключительные разделы второй части «Благословенного сборника» («Известия об Айюбидах», 1205–1260 гг.), отличающиеся наибольшей оригинальностью как первоисточник (на фоне преимущественно компилятивного характера предшествующего повествования), были изданы в 1958 г. Клодом Каэном (французский перевод с рядом исправлений: «Chronique des Ayyoubides». 1994 г.). По его мнению, они «с интеллектуальной точки зрения сопоставимы с работами крупнейших историков того периода, представляя наибольший интерес в плане военной администрации», а также наряду с фрагментами хроники Ибн Муйассара (ум. в 1278 г.), воспроизведённой в энциклопедии Шихаб ад-Дина ан-Нувайри (ум. в 1332 г.), являются единственным свидетельством урождённого египтянина об эпохе поздних Айюбидов по контрасту с подавляющим большинством записей хронистов-сирийцев. С 1249 г. «Известия об Айюбидах» содержат множество сообщений первостепенной важности (о седьмом Крестовом походе, мамлюкском перевороте, вторжении монголов, завершившемся битвой при Айн-Джалуте, захвате престола Бейбарсом после убийства его предшественника Кутуза), часто не имеющих аналогов у других современников (например, информация о происхождении первого султана-мамлюка Айбека ат-Туркумани).

 



 
PR-CY.ru