ЛУКИАН Самосатский, Лукиан из Самосаты - Страница 6

Исследователи отмечают, что основные темы сатиры Лукиана – нравственное оскудение высшего общества, бессодержательные пафосные публичные выступления, религиозные предрассудки, упадок литературы и философии, современный быт. Комментируя тематическое многообразие лукиановской сатиры, Михаил Михайлович Бахтин писал, что это «целая энциклопедия его современности: они полны открытой и скрытой полемики с различными философскими, религиозными, идеологическими, научными школами, направлениями и течениями современности, полны образов современных или недавно умерших деятелей, «властителей дум» во всех сферах общественной и идеологической жизни (под своими именами или зашифровано), полны аллюзий на большие и маленькие события эпохи, нащупывают новые тенденции в развитии бытовой жизни, показывают нарождающиеся социальные типы во всех слоях общества и т.п.». В «Диалогах в царстве мёртвых» Лукиан постоянно обращался к теме тщетности человеческого существования, подчёркивая демократическое равенство одинаковых скелетов – бывших богачей и бедняков. Много внимания Лукиан уделял разного рода проходимцам и самозванцам, к которым относил философов, софистов и религиозных деятелей, а также отдельных индивидуумов. По его мнению, всех их объединяло тщеславие, которое заставляло выбирать простые пути в любой сфере деятельности. Лукиан противопоставлял их стремлению быстро возвыситься долгий упорный труд. Неоднократно объектом сатиры Лукиана были различные вопросы современной риторики и литературы. В «Похвале мухе» Лукиан высмеял бессодержательность и напыщенность современного ораторского мастерства. Схожую направленность исследователи обнаруживают в сочинении «Учитель красноречия». Исследователи полагают, что мишенью критики был Юлий Полидевк (Поллукс). В «Лексифане» Лукиан высмеял языкового пуриста, написавшего бессодержательное сочинение в подражание Платону с обилием забытых слов и оборотов. В конце этого диалога альтер эго Лукиана и врач излечивают ценителя древней словесности рвотным средством, после чего Лукиан намечает программу его повторного обучения. В «Зевсе трагическом» Лукиан указывает на распространённую практику произнесения чужих речей. Неоднократно он высмеивал и широко распространявшееся увлечение восточной культурой. Лукиана часто называют «первым писателем-фантастом» в истории, имея в виду его «фантастические» романы – «Икароменипп или Заоблачный полёт» (около 161 г.) и «Правдивую историю» (по разным данным, написана в 160 гг. или около 170 г.).

 



 
PR-CY.ru