ЛУКИАН Самосатский, Лукиан из Самосаты - Страница 3

Отдельные сочинения были посвящены танцовщице Пантее, любовнице императора Луция Вера. Лукиан был знаком и с представителями интеллектуальной элиты – врачом Галеном, историком Аррианом, философами Цельсом и Кронием, а также, как полагают исследователи, с покровителем второй софистики Геродом Аттиком. Карьера Лукиана, сирийца по происхождению, в числе прочего обучавшего римских граждан в Галлии древнегреческому языку, считается вполне характерной для Римской империи I–II вв. с её новыми социальными лифтами, предоставлявшими возможность для самореализации в едином культурном пространстве. В отношении к Римской империи Лукиан не испытывал никакой вражды, но, подобно Галену, сочетал самореализацию в Риме с критикой пороков его жителей, ярко проявившейся в «Нигрине». В целом Лукиан принимал римское господство как должное,  исследователи рассматривают его как лояльного римской власти. Впрочем, обращённость интересов в прошлое заставляла Лукиана (как и многих представителей второй софистики) не обращать внимания на Рим. По наблюдению антиковедов, именно Лукиан впервые в сохранившейся греческой литературе говорил о населении Римской империи в первом лице множественного числа («мы»). Лукиан знал латинский язык и изредка обращался к примерам из римской истории и мифологии. В возрасте сорока лет Лукиан, по его собственному признанию, переосмыслил предшествующий образ жизни странствующего ритора, почувствовал отвращение к занятиям риторикой и обратился к философии. Исследователи полагают, что в зрелом возрасте Лукиан жил в Афинах, где происходит действие ряда его диалогов. Однажды он упоминает, что у него был сын Ликин. Долгое время визит Лукиана в Абонотих (Абонутейх) на черноморском побережье относили к 164–165 гг., но в 1985 г. Христиан Марек предложил пересмотреть датировку надписи, которая использовалась для реконструкции хронологии этого визита, предложив отнести путешествие к 159 г. Датировка Христиана Марека была принята, и Саймон Суэйн и Кристофер Джонс отнесли путешествие в Абонотих к 159 г. В 1997 г. Яап-Ян Флинтерман, соглашаясь с датировкой Христианом Мареком надписи, пересмотрел хронологию визита Лукиана в Абонотих, отнёс его к 161–162 гг. и связал с эвакуацией Лукианом семьи (включая отца) из Самосаты вглубь империи. В 163–166 гг. (с перерывами) Лукиан находился в Антиохии. В 165 г. снова посетил Олимпийские игры, стал свидетелем самосожжения кинического философа Перегрина Протея в Олимпии, а в следующем году вновь находился в Антиохии в ставке императора Луция Вера, победившего парфян. К концу жизни Лукиан получил некий пост в провинциальной администрации Египта (исследователи полагают, что его назначили архистратором). Поскольку последние произведения Лукиана вновь носят строго риторический характер, исследователи иногда предполагают его возврат в конце жизни к профессии ритора (альтернативное объяснение – развлечение императорского чиновника). Сам Лукиан по-разному отзывался о своём достатке – и уповал на бедность, и упоминал о влиятельных богатых покровителях. Умер Лукиан после 180 г.: умершего в этом году Марка Аврелия в произведении «Александр, или Лжепророк» он называет божественным. По утверждению враждебно настроенной к Лукиану «Суды», он умер, растерзанный собаками, «за то, что лаял против истины», но это сообщение исследователи считают очень сомнительным.

 



 
PR-CY.ru