ЛОСЕВ Алексей Фёдорович - Страница 10

Начальный этап в этих трудах А.Ф. Лосева был связан: 1) с определениями диалектики, предваряющими исследование; 2) с выявлением эйдоса и логоса в этой бесструктурной первореальности; 3) с логическим конструированием начальных смыслов средствами диалектики и феноменологии. В отличие от других работ, в «Диалектике художественной формы» (1927 г.) автор сначала обращается к конструированию тетрактиды (термин пифагореизма – «четверица»), которая представляла собой краткий вариант наиболее полно разработанной в книге «Античный космос и современная наука» «тетрактиды А», и только после этого на её основе приходит к диалектически определяемой и эйдетически понимаемой «выразительной форме», которая и образует подлинный предмет всего последующего исследования. В книге «Диалектические основы математики» (написанной до 1936 г., изданной в 2013 г.) начальный этап исследования похож на построения в «Диалектике мифа» (1930 г.). Автор строит философию числа сначала на апофатических суждениях: число не есть 1) «ни что-нибудь вещественно-качественное, ни вообще объективное»; 2) «ни что-нибудь субъективное», а затем определяет его как относящееся к «чисто смысловой сфере», в качестве «самого акта смыслового полагания, а не содержания этого полагания», и на этом основании строит философию числа. Серединный этап анализа, имеющий непосредственное отношение к исследованию конкретной предметной области (будь то область имени, музыки, художественной формы, числа или мифа), связан с наибольшими сложностями, обусловленными специальной терминологией, характеризующей структуру данной области в её отношении к сознанию и его средствам познания. Руководствуясь идеей логико-эйдетического конструирования смыслов, А.Ф. Лосев стремился охватить и выразить в логико-понятийном и символическом языке философии всё предметное содержание исследуемых им областей. Характерный пример таких сложных, перенасыщенных терминологией философских построений, дан в «Философии имени». В четырёх уровнях структуры имени, напоминающих тетрактиду, А.Ф. Лосев выделяет 67 «моментов имени». Заключительный этап подводит итоги исследования в их отношении к пройденному пути и устанавливает возможные связи с другими предметными областями. Музыка, понимаемая как «чисто алогически выраженная предметность жизни чисел, данных в аспекте интеллигенции», связана с математикой и эстетикой («Музыка как предмет логики». М., 1927 г.). А.Ф. Лосев следующим образом описывал единство и различие числа в музыке и математике: «...Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нём выразительно, т.е. имеет в виду не просто логическую сущность числа (хотя бы даже эйдетически-гилетически данного), но – такую, которая соотнесена с чувственным меоном и которая тем самым превратилась из чисто смысловой сущности в символическую, ибо символ есть тождество логического и чувственного..». Само число как основа математики, логико-математическое условие формирования пространства и космоса и всего пространственно-временного сущего имеет отношение к мифологической интерпретации мира; более того, через свои формальные категории число (как понятие, суждение и умозаключение) имеет отношение к аналогичным функциям имени. Имя же, в своей энергийности и софийности, пронизывающее всё и вся, рассматривается как начало, середина и конец всего сущего.

 



 
PR-CY.ru