ЛОСЕВ Алексей Фёдорович - Страница 6

Создаваемое, главным образом, в ранний период творчества, учение А.Ф. Лосева принадлежит к числу наиболее сложных для понимания и необычных построений современной философии, осознавшей на рубеже XIX и XX вв. религиозный кризис и завершение новоевропейской культурно-исторической, философской и научной парадигмы, необходимость перехода к новым началам. В философии А.Ф. Лосева, как и в некоторых других современных ему учениях – Фридриха Ницше, Эдмунда Гуссерля, священника П.А. Флоренского, Мартина Хайдеггера и др., несмотря на несходство их воззрений, а нередко и полную противоположность, преодоление основных принципов понимания жизни, культуры и философии, отношения человека к Богу, положенных в основание эпохи Возрождения и систематически разработанных в Новое время, стало насущной исторической задачей. Этим обстоятельством исследователи объясняют глубокий интерес философии переходной эпохи к поиску новых основоположений философии, методов её исследования, к формированию нового философского языка. На процесс образования философского учения А.Ф. Лосева оказали влияние труды Платона, Аристотеля и неоплатоников, «Философия мифологии» Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга и «Логика» Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, ранние сочинения по феноменологии Э. Гуссерля, культурно-историческая концепция Освальда Шпенглера, учения В.С. Соловьёва о всеединстве, богочеловечестве и Софии Премудрости Божией, учения Вячеслава Иванова и священника П.А. Флоренского о символе, личности, лике и имени. Центральная идея создаваемой А.Ф. Лосевым философии («идея высшего синтеза») определила сложность и своеобразие его философского и религиозного пути. Стремление А.Ф. Лосева к высшему синтезу было тесно связано, с одной стороны, с его личной религиозностью, преданностью православию, интересом к трудам отцов и учителей церкви, с другой, – с глубоким пониманием Античности, обширными знаниями по новоевропейской и современной философии, широкими культурными и научными интересами. А.Ф. Лосев был одним из немногих мыслителей – энциклопедистов прошедшего ХХ в. А.Ф. Лосев создал свою философскую систему, ему принадлежат фундаментальные труды по истории античной философии, мифологии и эстетики, а также по эстетике Ренессанса; им были написаны работы по филологии, литературоведению, истории и теории художественных стилей, музыке, математике, истории культуры. А.Ф. Лосев переводил труды Аристотеля, Секста Эмпирика, Плотина, Прокла, Дионисия Ареопагита, Николая Кузанского и др. Исследователи находят характерным, что поиск высшего синтеза, или всеединства, становится для А.Ф. Лосева руководящей идеей как в исследовании античной философии и мифа, так и в попытках построения «целостного» религиозно-философского мировоззрения. Это происходило в эпоху, когда западноевропейская философия в лице выдающихся представителей (Анри Луи Бергсона, Людвига Йозефа Иоганна Витгенштейна, Бертрана Рассела, Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера и др.) в разработке новых принципов современной философии, отстаивая её автономность и самодостоверность, намеренно оставляет за рамками учение о Боге и всю религиозную проблематику.

 



 
PR-CY.ru