ЛОСЕВ Алексей Фёдорович - Страница 3

Чтобы работать не только в стенах своего кабинета, иметь возможность научного общения в среде профессионалов, А.Ф. Лосев обратился к эстетической стороне философии. Именно эстетика будет спасать всю его дальнейшую научную жизнь. В эти годы рождались замечательные по своей самостоятельности идеи о типе античной философии, науки, мысли и шире – культуры, которые найдут своё завершение в поздних трудах А.Ф. Лосева и особенно в восьмитомной «Истории античной эстетики». С 1927 по 1930 гг., А.Ф. Лосев издал восемь книг («восьмикнижие»): в 1927 г. – «Античный космос и современная наука», «Музыка как предмет логики», «Философия имени», «Диалектика художественной формы» (в 2013 г. издано в переводе на английский язык, с теоретическим введением Олега Викторовича Бычкова); в 1928 г. – «Диалектика числа у Плотина»; в 1929 г. – «Критика платонизма у Аристотеля»; в 1930 г. – первый том «Очерков античного символизма и мифологии». И, наконец, последняя, фатальная книга, «Диалектика мифа». Уже одни заголовки сочинений подтверждают слова А.Ф. Лосева о себе как о философе имени, мифа и числа. «Философия имени» была написана летом 1923 г., вынужденно сокращена в 1926 г. из-за цензурных условий. «Философия имени» тесно связана с философско-религиозными имяславскими спорами начала века о сущности Имени Божия, что привело А.Ф. Лосева к поискам сущности имени вообще. Идея книги перекликается с его поздними работами по языку – «Введение в общую теорию языковых моделей» (1968 г.), «Знак. Символ. Миф» (1982 г.), «Языковая структура» (1983 г.). Книга «Вещь и имя» писалась в 1929 г., была сдана А.Ф. Лосевым в типографию И.И. Иванова в Сергиевом Посаде и, судя по всему, погибла, когда автора арестовали. Сохранились исходный вариант и тот, который обрабатывал А.Ф. Лосев, вернувшись из лагеря в 1933 г.; оба – краткие. Математика и в жизни, и в философии А.Ф. Лосева играла одну из главенствующих ролей, будучи связана, особенно в работах по Античности, с астрономией и музыкой. А.Ф. Лосев серьёзно занимался рядом математических проблем: анализом бесконечно малых, теорией множества, теорией функций комплексного переменного, пространствами разного типа. Общался с выдающимися математиками Николаем Николаевичем Лузиным и Дмитрием Фёдоровичем Егоровым, и его супруга В.М. Лосева была математиком и астрономом. Мысли о единении философии, математики, астрономии и музыки, столь характерные для античной культуры, не покидали А.Ф. Лосева. Задумывая в лагере книгу «Звёздное небо и его чудеса», он писал: «...В моём мировоззрении синтезируется античный космос его конечным пространством, и – Эйнштейн, схоластика и нео-кантианство, монастырь и брак, утончение западного субъективизма с его математической и музыкальной стихией, и – восточный паламитский онтологизм» (23 февраля 1932 г.). После книги 1927 г. «Музыка как предмет логики» (вошли очерки, написанные с 1920 по 1925 гг.) А.Ф. Лосев через много лет снова придёт к музыкальной теме. «Проблема Вагнера в прошлом и настоящем» выйдет в 1968 г., «Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера» – в 1978 г. и посмертно в 1990 г. – «Основной вопрос философии музыки». Книги А.Ф. Лосева 1927–1930 гг. были вызовом властям, философским языком выражали стремление жить и мыслить свободно.

 



 
PR-CY.ru