ЛОСЕВ Алексей Фёдорович - Страница 7

Вопрос о соединении философского умозрения с христианским пониманием Бога как Троицы всегда представлял огромные трудности, обусловленные принципиальными различиями в характере и содержании философских и богословских предпосылок. Если философия исходила из веры в «беспредпосылочность» своих начал, в возможность найти их и обосновать средствами естественного человеческого разума, то источником православного богословия изначально было сверхъестественное божественное Откровение и опора на Священное Писание и Священное Предание. Предпринимаемые попытки соединения философии с богословием в западных учениях Фомы Аквинского и Николая Кузанского, в философских системах Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля в силу разных причин своей конечной цели не достигли. В русской философии, начиная с Алексея Степановича Хомякова, отмечавшего внутреннюю связь между философией и богословием, и Ивана Васильевича Киреевского, учившего о «верующем разуме», вопрос о соединении философии с православной верой становится одной из главных философских тем. Новое развитие эта тема получает в «философии цельного знания» или всеединства, в учении о Софии Премудрости Божией у В.С. Соловьёва, его продолжателей, которые стремились согласовать софиологию с православной догматикой, – Евгения Николаевича Трубецкого и протоиерея Сергея Николаевича Булгакова, в философии культа священника Павла Александровича Флоренского. Софиологические мотивы характерны и для раннего этапа творчества А.Ф. Лосева. В статье «Русская философия» (1919 г.) А.Ф. Лосе писал, что русскую философию отличает устремлённость к «идее цельного знания» и «синтетической религиозной целостности». По его мнению, «русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западноевропейским абстрактным ratio и восточно-христианским конкретным богочеловеческим Логосом...». Книга А.Ф. Лосева «Философия имени» (1927 г.) наряду с работами об имени священника П.А. Флоренского и «Философией имени» протоиерея С.Н. Булгакова имела непосредственное отношение к спорам об имени Божьем и имяславии в Русской церкви и в России начале XX в. Богословские, церковные, религиозно-философские и исторические аспекты имяславия рассматривались А.Ф. Лосевым в ряде статей, написанных начиная с 1918 г. На его теоретические воззрения об имяславии оказали влияние работы и устные выступления священника П.А. Флоренского, тем не менее, путь А.Ф. Лосева был самостоятельным, он пытался соединить основные положения имяславия со складывающимся у него систематическим философским учением об имени и мифе. В сохранившейся черновой записке к священнику П.А. Флоренскому (условное название – «Тезисы об Имени Божием...») А.Ф. Лосев пишет об Имени Божьем 1) как энергии сущности Божьей; 2) как о неотделимом от существа Бога; 3) как о Самом Боге («Имя Божие есть сам Бог, но Бог Сам не имя»). От «Философии имени» к «Диалектике мифа» с дополнениями к ней и текстами, близкими к ней по содержанию, – таким был путь формирования религиозно-философской системы А.Ф. Лосева.

 



 
PR-CY.ru