ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм - Страница 53

Своё понимание философии Г.В. Лейбница как цельной системы Л.М. Лопатин представил в точной и содержательной статье, написанной для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». Давая в ней общую оценку философии Г.В. Лейбница, Л.М. Лопатин в качестве её сильных сторон выделял представления о том, что «истинная действительность в мире принадлежит внутренне живым, духовным индивидуальностям, и они составляют последние элементы всего существующего», что «материальное в существе своём духовно», а в качестве недостатков – «гипотезу абсолютной замкнутости монад в себе и предустановленной гармонии между ними». По мнению Л.М. Лопатина, Г.В. Лейбниц «своим учением о внутренней замкнутости монад отринул всякое отношение наших представлений к каким-нибудь действительным объектам, а различием между перцепцией и апперцепцией уничтожил их отношение к субъекту, и они оказались отражениями, в которых ничто и ни в чём не отражается». Наиболее близкой к монадологии Г.В. Лейбница из всех систем русского лейбницианства является метафизика Н.О. Лосского (в других разделах философии зависимость Н.О. Лосского от Г.В. Лейбница исследователи называют незначительной). Защищая плюралистическое представление о бытии, Н.О. Лосский развивал учение о происходящих от Абсолюта «субстанциальных деятелях», которые есть духовные единицы бытия, соединённые между собой интуицией. Н.О. Лосский подчёркивал идею свободного творческого развития субстанциальных деятелей; их личный выбор определяет их положение в мировом порядке и задает всё многообразие существующих в универсуме форм субстанциальной жизни. Идеи персонализма Н.О. Лосский активно развивал и после эмиграции из России в 1922 г., введя тем самым русское лейбницианство в контекст европейской философии. В эмиграции традицию русского лейбницианства продолжал также философ и публицист Владимир Николаевич Ильин (1890/1891 – 1974 гг.), видевший в философии Г.В. Лейбница учение о космосе как о всеединой софийной монаде, все части, или аспекты, которой образуют морфологический комплекс, будучи активно и динамически связаны и участвуя в общем потоке. Начало научного изучения философии Г.В. Лейбница в России связано с деятельностью Владимира Ивановича Герье (1837–1919 гг.), который предложил подробный обзор жизни и учения Г.В. Лейбница, а также подготовил к изданию документы, касающиеся связей Г.В. Лейбница с Россией и его переговоров с императором Петром I. На рубеже XIX и XX вв. появилось значительное число переводов сочинений Г.В. Лейбница; его философские и теологические взгляды неоднократно становились предметом исследования в диссертациях и научных статьях. Важную роль в рецепции наследия Г.В. Лейбница в России сыграл преподаватель Харьковской духовной семинарии Константин Евстафьевич Истомин (1836 – около 1916 гг.), который в 1887–1892 гг. опубликовал в журнале «Вера и разум» полный русский перевод «Теодицеи» и ещё нескольких сочинений Г.В. Лейбница, а также обзорную статью о его жизни и религиозных взглядах. Членами Московского психологического общества под руководством профессора Василия Петровича Преображенского (1864–1900 гг.) был подготовлен и издан сборник переводов малых сочинений Г.В. Лейбница.

 



 
PR-CY.ru