ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ - Страница 4

Помимо греческой, аппарат Евфалия сохранился в сирийской, армянской, грузинской традициях, а также частично в готской, латинской и славянской. В рукописях и печатных изданиях греческого и славянского текста Четвероевангелия каждой книге часто предшествуют тексты Житий евангелистов, надписанные именами Дорофея Тирского, Софрония Иерусалимского или Иеронима Стридонского, и прологи, заимствованные из трудов Феофилакта Болгарского и Иоанна Златоуста, а в начале Апостола помещают краткие сведения о 12 апостолах, надписанные именем Епифания Кипрского, и о 70 апостолах под именем Дорофея Тирского. Для богослужебного использования библейский текст делится на зачала – небольшие, но законченные в смысловом отношении отрывки, которые могут быть понятны вне зависимости от их контекста. В современных православных изданиях Евангелие от Матфея делится на 116 зачал, от Марка – на 71, от Луки – на 114, от Иоанна – на 67 зачал, а «Деяния святых апостолов» и апостольские Послания имеют общее деление на 335 зачал (в действительности на 336, поскольку 68-е зачало отмечено дважды – в 2 Петр. 3:1 и в 1 Ин. 1:1). В греческих рукописях границы зачал отмечаются словами «начало» и «конец». Для каждого зачала есть предшествующая вводная фраза (обычно помещается внизу страницы), уточняющая его контекст (например, «Во время оно...») или показывающая, от чьего лица произносится текст и к кому он обращен (например, «Рече Господь...», «Братие...»). Последовательность чтения по зачалам определяется с помощью прилагаемых к Евангелию и Апостолу лекционарных указателей. Наряду с нумерацией в тексте или в сноске может указываться конкретный день, когда читается данное зачало. Круг чтения евангельских зачал на воскресной утрене называется «столпом». Современные печатные издания богослужебных Апостола и Евангелия могут иметь дополнительную разбивку на главы и стихи, соответствующую западной системе Лангтона-Стефануса. Кроме того, в Апостоле на полях сохраняется разметка, соответствующая перечням глав («надписание глав», или «знаменания»), предшествующим каждой книге: «Деяния святых апостолов» делятся на сорок глав (выделены чёрным) и 35 подразделов (выделены красным, подразделы имеют не все главы), Послания Иакова – шесть глав и девять подразделов, Первое Послание Петра – шесть глав и семь подразделов и т.д. Перечни глав каждого Евангелия по количеству глав соответствуют александрийской системе (Мф. – 68, Мк. – 48, Лк. – 83, Ин. – 18). Лекционарный указатель в составе богослужебных книг, которые содержат тексты Священного Писания, расположенные в традиционном порядке следования, необходим для использования этих текстов за богослужением. Указатель регламентирует распределение богослужебных чтений в соответствии с лекционарной  системой. В состав лекционарного указателя при служебных Евангелии и Апостоле входят синаксарий, менологий и дополнительные чтения. В зависимости от состава синаксарного раздела различаются краткие указатели (тип «esk»), определявшие субботние и воскресные чтения, а также седмичные чтения в период от Пасхи до Пятидесятницы; полные указатели (тип «e»), определявшие субботние и воскресные чтения, а также седмичные чтения в период от Пятидесятницы до подготовительных недель Великого поста. В комплекторных частях полных указателей (тип «e»), содержащих евангельские чтения, как и в византийских лекционариях послеиконоборческого периода, указания седмичных чтений из Евангелия от Марка обычно разделялись на две части, одна из которых читалась в период от Пятидесятницы до Нового лета после седмичных чтений из Евангелия от Матфея, а другая – в период от Нового лета (понедельника по Воздвижении) до Великого поста после седмичных чтений из Евангелия от Луки, однако в периферийных регионах византийской литургической традиции один и тот же набор седмичных чтений из Евангелия от Марка мог использоваться в комплекторных частях и в период чтения Евангелия от Матфея, и в период чтения Евангелия от Луки.



 
PR-CY.ru