ЛЕКЦИОНАРНЫЙ АППАРАТ - Страница 2

Результатом деятельности скриптория стало появление унциальных кодексов, включающих полный текст Библии; сохранившиеся до настоящего времени Ватиканский и Синайский (возможно, и Александрийский, хотя это точка зрения меньшинства исследователей) кодексы созданы в этом скриптории. В Ватиканском кодексе представлены несколько систем деления библейских книг на главы. В частности, деление Евангелий на главы отличается от основной массы средневековых греческих рукописей большей дробностью (Мф. – 170 глав, Мк. – 62, Лк. – 152, Ин. – 50 глав). Более распространённая система представлена в Александрийском кодексе (Мф. – 68 глав, Мк. – 48, Лк. – 83, Ин. – 18 глав). Отличительной чертой этой системы – начальные главы четырёх Евангелий не имеют номера и отмечаются как «вступление». При этом обе системы не имеют литургического назначения. Книга «Деяния святых апостолов» в Ватиканском кодексе имеет две системы деления – на 36 глав (видимо, более древняя) и на 69 глав (она же представлена в Синайском кодексе). В большинстве же греческих рукописей эта книга делится на 40 глав; некоторые главы содержат подразделы, всего их насчитывается 48 (в последующей традиции различие между главами и подразделами стёрлось, что привело к их объединению, и таким образом глав стало 88). Деление апостольских Посланий в Ватиканском кодексе также представлено двумя системами: сплошной (на её архаичность указывает сбой в нумерации: при последовательном подсчёте «Послание к Евреям» должно было находиться после «Послания к Галатам», а не в самом конце) и размечающей каждое послание на главы (Иак. – 5 глав, 1 Петр. – 3; 2 Петр. – 2; 1 Ин. – 3; 2 Ин. – 2; 3 Ин. и Иуд. без деления, Рим. – 8; 1 Кор. – 11; 2 Кор. – 8 (1 и 2 Кор. имеют сплошную нумерацию); Гал. – 4; Еф. – 3; Флп. – 2; Кол. – 3; 1 Фес. – 2; 2 Фес. – 2; для Евр. нумерация полностью не сохранилась, только Евр. 9:1 отмечено как начало главы 5). В византийской традиции книга «Откровение Иоанна Богослова» преимущественно копировалась отдельно от других библейских книг и имела деление, введённое Андреем Кесарийским, на 24 слова (по числу старцев в Откр. 4:4), при этом каждое слово делилось на три главы. Истоки деления на главы, принятого в современных печатных изданиях Библии, лежат в латинской традиции. В каролингскую эпоху получила распространение система деления на главы, разработанная Алкуином (в её основе деление, которое встречается уже в Амиатинском кодексе Библии). В частности, в каролингских Библиях Евангелие от Матфея имеет 28 (или 30) глав, Евангелие от Марка – 13 (или 12), Евангелие от Луки – 20, Евангелие от Иоанна – 14 глав. Схема Алкуина была скорректирована на рубеже XII и XIII вв. Обычно этот процесс связывают с именем архиепископа Стефана Лангтона (ум. в 1228 г.) и становлением Парижского университета (одни исследователи полагали, что последовательное применение аристотелевского метода привело к делению текста не по смыслу, а на примерно равные отрезки, в том числе для удобства преподавания и ориентирования в тексте; другие отмечали широкое распространение в этот период приватного чтения Священного Писания, последовательного, в отличие от лекционарной системы). Однако более детальное изучение рукописей показало, что новая система была известна до Стефана Лангтона в аббатстве Сент-Олбанс, а её закрепление связано с трудами кардинала Гуго Сен-Шерского. Окончательная унификация произошла после Тридентского Cобора.

 



 
PR-CY.ru